БАНКОВСКАЯ ТАЙНА
Когда-то довелось поработать юрисконсультом в банке. Помнится у нас два человека с утра до вечера безотрывно сидели, занимаясь подготовкой ответов налоговой, милиции и т.п. организациям, которые просто завалили банк своими запросами. За счет ответов на такие запросы ответственные работники этих уважаемых служб собирали толстенные папки дел, демонстрируя начальству объем результатов своей кипучей, но, в большинстве случаев, совершенно безрезультатной деятельности.
В предоставлении документов, которые составляют банковскую тайну, банк имеет право отказать должностным лицам государственной налоговой администрации на основании ст.62 Закона Украины "О банках и банковской деятельности".
Так, в соответствии с п.2 ст.11 Закона Украины "О государственной налоговой службе в Украине", налоговые органы вправе получать от коммерческих банков (в порядке, предусмотренном законодательством для раскрытия банковской тайны) справки, копии документов о финансово-хозяйственной деятельности, о полученных доходах, расходах предприятий, учреждений и граждан о текущих и вкладных счетах, информацию о наличии и обращении средств на этих счетах, в частности о не поступлении в установленные сроки валютной выручки от субъектов предпринимательской деятельности и другую информацию, связанную с вычислением и уплатой налогов, других платежей в порядке, определенном законодательством, входить в любые информационные системы, в частности компьютерные, для определения объекта налогообложения.
Порядок раскрытия банковской тайны определенный в ст.62 Закона Украины "О банках и банковской деятельности", которая, в частности, предусматривает предоставление органам налоговой службы информации относительно физических и юридических лиц на их письменное требование по вопросам налогообложения или валютного контроля относительно операций по счетам конкретного юридического или физического лица - субъекта предпринимательской деятельности за конкретный промежуток времени.
Судебная практика пришла к обоснованному выводу о том, что если запрос налоговых органов о предоставлении для обзора документов первичного бухгалтерского учета, которые в соответствии со ст.60 Закона Украины "О банках и банковской деятельности" является банковской тайной, не содержит указания конкретных юридических и физических лиц, то такой запрос не отвечает требованиям ст.62 этого Закона, вследствие чего отказ банка в предоставлении такой информации является целиком правомерным.
Следует отметить, что в предоставлении информации, которая составляет банковскую тайну, банковские учреждения отвечают отказом не только органам ГНА. В частности, в выяснении вопроса правомерности отказа в предоставлении такой информации возникла насущная необходимость и у специальных подразделов Службы безопасности Украины, что стало основанием для обращения к Конституционному Суду Украины с ходатайством относительно официального толкования положений ст.62 Закона Украины "О банках и банковской деятельности".
Заслушав судью-докладчика и исследовав материалы дела, Конституционный Суд установил следующее. В соответствии с п.п. "б" п.2 ст.12 Закона Украины "О банках и банковской деятельности", при осуществлении мероприятий по борьбе с организованной преступностью специальным подразделениям по борьбе с организованной преступностью органов внутренних дел и СБУ предоставляются полномочия на письменное требование руководителей соответствующих специальных подразделений по борьбе с организованной преступностью получать от банков информацию и документы об операциях, счетах, вкладах, внутренние и внешние экономические соглашения физических и юридических лиц. Получение от банков информации, которая содержит банковскую тайну, осуществляется в порядке и объеме, установленном Законом Украины "О банках и банковской деятельности". Указанная норма, по мнению КСУ, изложена четко.
Суд пришел к выводу, что порядок раскрытия банковской тайны урегулирован ст.62 Закона Украины "О банковской деятельности". Относительно обязанности банков сообщать специальным подразделениям по борьбе с преступностью об операциях, которые имеют сомнительный характер, то определение таких операций дано в части четвертой ст.64 Закона Украины "О банках и банковской деятельности". Про такие и прочие операции в предусмотренных законом случаях сообщается государственным органам, которые ведут борьбу с организованной преступностью. Система этих органов определена в ст.5 Закона Украины "О организационно-правовых основах борьбы с организованной преступностью".
КСУ обратил внимание на то, что вопросы связанные с правовой оценкой актов и действий банков и их должностных лиц, а также осуществление надзора за их законностью относится к компетенции правоохранительных органов. Что касается вопросов законности таких действий в случае наличия спора, то Суд пришел к выводу, что такие споры подведомственны судам общей юрисдикции, а не КСУ, поэтому, Суд не нашел оснований для открытия конституционного производства.
По-иному сложилась практика по рассмотренному вопросу, если запрос относительно такой информации поступает от народных депутатов.
Так, решением КСУ в деле по конституционному представлению Национального банка Украины про официальное толкование положений ст.86, ч.2 ст.89 Конституции Украины, ч.2 ст.15, ч.1 ст.16 Закона Украины "Про статус народного депутата Украины" от 05.03.2003 г. № 5-рп/2003 установлено, что в соответствии с ч.3 ст.19 Закона Украины "Про статус народного депутата Украины" народные депутаты Украины имеют право знакомиться с любой конфиденциальной информацией по вопросам депутатской деятельности. Порядок ознакомления с такой информацией, в частности и той, что составляет банковскую тайну, устанавливается соответствующим законодательством Украины.
Президент Украины в письме к КСУ указал, что народные депутаты Украины, комитеты Верховной Рады Украины не могут обращаться в Национальный Банк Украины (любой другой банк) с требованием о предоставлении информации, которая составляет банковскую тайну, так как это не отвечает Конституции Украины, законам Украины "О банках и банковской деятельности", "О Национальном банке Украины". Вместе с тем указанные субъекты могут в границах предоставленных им Конституцией Украины и законами Украины полномочий обращаться к Нацбанку по вопросам, отнесенным к его компетенции, с предложениями об осуществлении тех или иных действий в порядке банковского надзора, но эти обращения не должны иметь императивный характер.
В письме Председателя Верховной Рады Украины подчеркивается, что народные депутаты Украины, реализуя свои депутатские полномочия, в частности через комитеты Верховной Рады Украины, имеют право на запросы и обращения к Нацбанку с целью получения информации, которая составляет банковскую тайну. Такое право народных депутатов Украины и комитетов Верховной Рады Украины вытекает из полномочий, определенных Конституцией и законами Украины. И вдобавок в соответствии с ч.3 ст.19 Закона Украины "Про статус народного депутата Украины" народный депутат Украины имеет право знакомиться с любой конфиденциальной информацией по вопросам депутатской деятельности.
В выступлении на пленарном заседании КСУ высказывались и другие мысли по данному вопросу. Так, в частности, подчеркивалось, что органы государственной власти и их должностные лица в соответствии со ст.ст.6, 19 Конституции Украины должны действовать в границах полномочий, предусмотренных Конституцией Украины и законами Украины. Право народных депутатов Украины на депутатский запрос и депутатское обращение не является абсолютным.
На обоснование того, что народные депутаты Украины все таки имеют право на депутатский запрос и на депутатское обращение к Нацбанку относительно получения информации, которая составляет банковскую тайну, отмечалось, что Верховная Рада Украины является коллегиальным органом и решение о направлении депутатского запроса принимается народными депутатами Украины. Итак, это не личное обращение народного депутата Украины, а парламента.
Рассматривая в аспекте конституционного представления вопрос об официальном толковании положений ст.86, ч.2 ст.89 Конституции Украины, ч.2 ст.15, ч.1 ст.16 Закона Украины "Про статус народного депутата Украины", КСУ выходил из следующего.
В соответствии с ч.4 ст.76 Конституции Украины, полномочия народных депутатов Украины определяются Конституцией Украины и законами Украины. Одним из полномочий является право на запрос, установленное ч.1 ст.86 Конституции Украины. Однако в этой норме не очерчен круг вопросов, решение которых народный депутат Украины может инициировать в своем запросе, однако содержание запроса может быть связано с компетенцией адресата.
По смыслу ч.1 ст.60 Закона Украины "О банках и банковской деятельности" банковская тайна - это информация относительно деятельности и финансового состояния клиента, которая стала известной банку, в процессе обслуживания клиента и взаимоотношений с ним или третьими лицами во время предоставления услуг банка и разглашение которой может нанести материальный или моральный вред клиенту. Банковскую тайну составляет также информация о банках или клиентах, которые собирается во время проведения банковского надзора. Порядок раскрытия банковской тайны и органы, которым предоставляется такая информация, определяет ст.62 указанного Закона.
Учитывая изложенное КСУ пришел к выводу, что народный депутат Украины может обратиться к председателю Национального банка Украины с запросом, а к Нацбанку или его должностным лицам - с обращением о предоставлении информации, которая составляет банковскую тайну. Запрос обязан рассмотреть председатель Нацбанка с соблюдением требований, предусмотренных ст.ст.60 и 62 Закона Украины "О банковской деятельности", и официально сообщить народному депутату Украины о результатах рассмотрения, т.е. дать письменный мотивированный ответ независимо от того, удовлетворены требования запроса или предложения обращения или нет.
На основе изложенного и руководствуясь ст.ст.147 и 150 Конституции Украины, ст.ст.63, 67, 69 и 93 Закона Украины "О Конституционном Суде Украины", КСУ решил, что положения ч.1 ст.86 Конституции Украины, ч.2 ст.15 Закона Украины "Про статус народного депутата Украины" надо понимать так, что народный депутат Украины имеет право на сессии Верховной Рады Украины обратиться с запросом к председателю Нацбанка о предоставлении информации, которая составляет банковскую тайну, а также об осуществлении надзорных действий и применении мер воздействия к банкам и лиц, которые охватываются надзорной деятельностью Нацбанка.
Председатель Нацбанка, рассматривая запрос, должен действовать с соблюдением требований законов Украины "О Национальном банке Украины", "О банках и банковской деятельности" и обязан сообщить народному депутату Украины о результатах рассмотрения, т.е. дать официальный ответ.