Защита деловой репутации субъектов предпринимательской деятельности

Становление демократического государства всегда открывает широкие возможность для рыночной экономики, в границах которой появляется значительное количество предпринимательских юридических лиц и физических лиц-предпринимателей, для эффективного функционирования которых большого значения приобретает их деловая репутация.

Последняя кодификация гражданского законодательства Украины изменила подход к возможности возмещения морального ущерба, причиненного в следствии нарушения прав юридического лица путем унижения его деловой репутации. Если за ранние действующим законодательством моральный ущерб юридического лица состоял в распространении недостоверных сведений относительно этого лица, то на сегодня моральный ущерб таких субъектов гражданских правоотношений состоит в унижении их деловой репутации любыми действиями.

Между тем, анализ опубликованной судебной практики свидетельствует, что суды очень редко удовлетворяют исковые требования юридических лиц относительно возмещения морального ущерба. Поэтому необходимо разработать правовой механизм "стратегии обороны" при действительном нарушении деловой репутации, ведь положительное решение суда в таком случае лишь будет оказывать содействие формированию положительной деловой репутации такого юридического лица.

Неимущественные права юридического лица

Известно, что юридическое лицо способно иметь те же гражданские права и обязанности, как и физическое лицо, кроме тех, что по своей природе могут принадлежать лишь человеку. Особое внимание гражданское законодательство уделяет неимущественным правам юридического лица - так, в ст. 94 Гражданского кодекса Украины речь идет о праве на неприкосновенность деловой репутации юридического лица, на тайну корреспонденции, на информацию и прочие личные неимущественные права, которые могут ей принадлежать.

Остановимся на таком неимущественном праве юридического лица, как право на неприкосновенность деловой репутации. Нарушение его третьими лицами дает право юридическому лицу требовать возмещения морального ущерба. Для того, чтобы установить, каким образом может быть нарушена деловая репутация юридического лица, прежде всего, необходимо определить, что же является деловой репутацией.

Деловая репутация - это оценка деятельности юридического лица или физического лица-предпринимателя, которая происходит из выводов относительно деловых качеств и морального лица этих субъектов, соблюдения требований законодательства (законопослушность) и надлежащего выполнения договорных и других обязательств перед деловыми партнерами и потребителями.

Легальное определение деловой репутации закреплено в Законе Украины "О банках и банковской деятельности", а именно: деловая репутация - это совокупность подтвержденной информации о лице, которая дает возможность сделать вывод про профессиональные и управленческие способности такого лица, его порядочность и соответствие его деятельности требованиям закона. Тем не менее, такое определение касается лишь физического лица, а относительно юридического лица, легального определения не встречается.

В юридической литературе существуют разные подходы к определению понятия деловой репутации. Так, некоторые научные работники рассматривают деловую репутацию юридического лица как престиж его фирменного (коммерческого) наименования, торговых марок и других надлежащих ему нематериальных активов среди круга потребителей его товаров и услуг. Другие юристы считают, что деловая репутация - это преимущества и недостатки коллектива, организации, предприятия, учреждения в сфере делового оборота, в том числе и в сфере предпринимательства.

Составляющие репутации.

Впрочем, в любом случае необходимо уделить внимание составляющим деловой репутации субъекта предпринимательской деятельности, ведь довольно часто происходит посягательство не на деловую репутацию в целом, а на конкретную ее часть, в частности, на учредительные документы, наименование, местонахождение, конкурентоспособность, репутацию руководящего персонала, платежеспособность, кредитоспособность, гудвил, предыдущие договоры и т.п..

Указанные составляющие деловой репутации следует классифицировать для того, чтобы избрать надлежащий способ защиты нарушенной деловой репутации.

За формированием составляющие деловой репутации делятся на первичные и приобретенные. К первичным следует отнести учредительные документы; наименование; местонахождение; конкурентоспособность. К приобретенным - репутация управляющего персонала; платежеспособность; кредитоспособность; гудвил.

За имущественным признаком составляющие деловой репутации разделяют на два вида:

По форме закрепления составляющие деловой репутации делится на:

При реализации права на защиту деловой репутации необходимо определить нарушение деловой репутации не только через деликтное обязательство (например, при распространении недостоверной информации), а также и через нарушение договорных обязательств.

В таком случае, для положительного решения дела выяснить следует следующее: нарушил ли ответчик деловую репутацию; как оценить эту деловую репутацию; как закрепить доказательства нарушения деловой репутации.

По моему мнению, необходимо руководствоваться, прежде всего, письменными доказательствами, а именно документами, которые содержат сведения о проведении маркетингового исследования, о снижении цены акций, данные независимых рейтинговых исследований и с использованием других способов оценки деловой репутации, а именно ее снижения в связи с нарушением обязательств.

Если же говорить о возмещении морального ущерба в связи с деликтами, то следует обратить внимание на такие моменты: доказательство факта нарушения деловой репутации; доказательство состава гражданского правонарушения, которое тянет за собой возмещение морального ущерба; наличие соответствующих доказательств.

Методы оценки стоимости

Также следует уделить особое внимание материальному выражению данного нарушения. В частности, это может происходить путем предоставления бухгалтерских документов с закрепленным гудвиллом или проведением соответствующей экспертной оценки.

В юридической литературе предложены три следующих метода оценки стоимости деловой репутации, деловых связей и других нематериальных активов хозяйственного субъекта:

такой репутации хозяйничающего субъекта, его рейтинга и т.п., по ценам сегодняшнего дня);

Вместо вывода

Но при судебной защите деловой репутации наиболее эффективным, по моему мнению, является оценка деловой репутации путем проведения экономической экспертизы, которая в соответствии с Инструкцией о назначении и проведении судебных экспертиз и экспертных исследований,