Клеймо "железного коня"

Обычно, владельцы автомобилей не проникаются особым любопытством относительно идентификационных обозначений транспортного средства во время его приобретения и дальнейшей эксплуатации: главное, чтобы в наличии была номерная табличка и была выгравирована строка буквенно-цфровых обозначений. Но именно они несут в себе определенный объем информации и являются той визиткой, которая указывает на "род и племя железного коня".

У каждого производителя свой способ нанесения идентификационных обозначений, поэтому их оригинальность, определенной мерой, можно сравнить, скажем, с неповторимостью отпечатков пальцев человека. Однако автомобильные воры все же стараются их "усовершенствовать", ведь не изменив номера, невозможно легализировать украденный автомобиль. Недавно на бывшей ферме глухого поселка Городыславичи, что на Львовщине, работники милиции разоблачили подпольный конвейер - мастерскую, где разбирали большей частью не растаможенные, а также похищенные автомобили, которые в дальнейшем продавались в областном центре. Здесь в большом промышленном здании был оборудован такой себе магазин, где к продаже представлялся довольно широкий ассортимент запчастей, в том числе и к престижным иномаркам. Всего же в Городыславычах милиция обнаружила около сотни иномарок (от 59-ти с которых остались лишь кузова и только на пятой части сохранились идентификационные обозначения), 18 моторов. Тем не менее, еще более масштабный, криминальный авто-магазин дислоцировался близ Львова: на территории частного предприятия работники милиции насчитали свыше 150 автомобилей - от "жигулей" к последним моделям иномарок. И снова, ни на одном из транспортных средств не оказалось номерных обозначений кузова, что свидетельствует об их похищении.

А вообще? вдоль первого полугодия нынешнего года? специалисты экспертной службы МВД Украины разоблачили почти 3 тысячи фактов изменения идентификационных номеров транспортных средств и почти 1 тысячу подделанных документов.

Языком символов

С 1976 года Международная организация стандартизации (ISO) ввела стандарт ISO 3779, которым определена структурная комбинация символов идентификационного номера транспортного средства. Начиная с 1980 года, большинство автопроизводителей начали применять 17-значный идентификационный номер: по английский сокращенно VIN - "Vehicle Identification Number"

VIN не повторяется на протяжении тридцати лет и состоит из трех структурных единиц: международного кода производителя транспортник средств (WMI), описательной (VDS) и распознавательной (VIS) частей. В WMI закодирована географическая зона и производитель, а в описательной части - общие, наиболее важные характеристики автомобиля. Например, обозначение "WVW-ZZZIGZ-PW123456" принадлежит автомобилю Volkswagen.Код "IG" "Golf", "Jetta", "Veneto", а это дает возможность сделать вывод, что были изготовлены десятки тысяч автомобилей, которые отвечают приведенному маркированию. Распознавательная часть (VIS)- PW123456 - конкретно указывает на то, что автомобиль изготовлен в 1993 году на сборочном заводе в городе Вольфсбург с порядковым номером "123456". Ни одна из трех частей кодирования самостоятельно не пригодная для идентификации транспортного средства и лишь совокупность 17-ти знаков VIN дает возможность это сделать.

Международные требования относительно маркирования транспортных средств и комплектующих отображены в соответствующих государственных стандартах Украины. Например, определено, что кузова легковых автомобилей, которые изготавливаются на запчасти, содержат лишь часть идентификационного обозначения - порядковый производственный номер. В случае изготовления транспортного средства последовательно несколькими предприятиями, основной идентификационный номер наносит первый производитель? а конечный, производитель? который осуществляет крупно узловую сборку? лишь устанавливает идентификационную табличку с обозначением.

Без вины виноватый.

Основной идентификационный номер автомобиля наносится на его кузове и еще дважды (в большинстве случаев) дублируется - на табличке, которая размещается под лобовым стеклом, и на номерной табличке.

Специалисты Государственного научно-исследовательского экспертно-криминального центра МВД Украины отмечают, что случаются случаи, когда владельцы автомобилей могут оказаться в неприятной ситуации, связанной с идентификационными номерами транспортного средства. Речь идет о производственных дефектах, которые имеют место во время его маркирования. Обычно, в таких случаях эксперты выясняют истину, но это стоит нервов собственника авто. Ведь в случае действительной подделки идентификационных номеров, автомобиль изымается, транспортируется на штраф-площадку. А тот, кто приобрел краденную автомашину, остается и без нее, и без денег, израсходованных на ее покупку.

В криминалистическом смысле любопытство вызовут некоторые модели автомобилей марки Opel. Так, через технологические особенности производственного процесса идентификационные номера при нанесении могут иметь производственные дефекты, которые на первый взгляд похожи на перебитые номера. Также технологическими особенностями обусловлены проблемные вопросы, которые возникают во время исследования микроавтобусов Daewoo Lublin: номер кузова с заводским дефектом наносится на панель под радиатором, когда он должен быть на раме.

Нестандартные ситуации возникают также при исследовании ВАЗ-2108: основной идентификационный номер кузова (на правой чаше амортизатора) и обозначения на номерной и дублирующих табличках могут различаться двумя знаками. Как выяснилось, такие недостатки характерны для автомобилей этой модели, которые экспортировались к странам Западной Европы и Канады. Идентификационный номер частично зачищался абразивными материалом, маркирование, которое не совпадало, вдавливалось, возникшие углубления заливались оловом, выравнивались и на этот участок наносилось обозначение, которое отвечало идентификационному номеру страны, в которую экспортировался автомобиль. Изменялись также и дублирующие номера.

Курьезными обстоятельствами сказался выпуск Volswagen Sharan. Три последних знака идентификационного номера этой модели не совпадали с другими дублирующими обозначениями. Вместе с тем экспертиза не подтвердила факт подделки. Тогда к предприятию-производителю был направленный запрос, в ответ на который сообщалось, что дублирующие обозначения были нанесены по ошибке и предназначались для другого транспортного средства.

- А вот как один из классических примеров преступного мастерства можно привести как комплексную подделку номеров, которую обнаружили специалисты экспертной службы МВД на автомобиле Volkswagen Passat: злоумышленники перебили идентификационный номер и номера на дублирующих носителях информации, - рассказывает Анатолий Грацианов, заместитель начальника отдела комплексного исследования транспортных средств ДНДЕКЦ МВД Украины. - Еще один неординарный случай. При исследовании номерной панели кузова автомобиля BMW-320d было установлено, что она присоединена кустарным способом, а информация на дополнительных носителях не отвечала основным данным (номер кузова, номерная табличка, производственный номер). В результате исследования лакокрасочного покрытия выяснилось, что номерная панель принадлежит указанному автомобилю, а часть деталей с маркировочными обозначениями, которые не отвечают основным, были демонтированы с другого автомобиля, а потом установлены на переработанный "бумер". Кроме того, случается, что переваривается номерная панель вместе с оригинальной номерной табличкой. В таких случаях эксперты ориентируются на дополнительные носители информации? в частности? на производственный номер автомобиля? а также изучают цвет грунтового и лакокрасочного покрытий в месте нанесения идентификационных номеров на других узлах транспортного средства.

"Дату рождения помню неточно"

Перефразированное выражение из известной песни довольно метко характеризует ситуацию с определением даты изготовления автомобилей. Тем не менее, год рождения "железного коня" - один из важных элементов, по которому идентифицируют транспортное средство. Кроме того, это главный критерий, который формирует размер таможенной пошлины на ввоз из-за границы не новых иномарок. Поэтому и подделка таких обозначений далеко не редкость.

Возможно это и парадоксально, но, как отмечают криминалисты, существуют разные толкования даты рождения "железного коня" и это обусловлено объективными причинами. Технологический процесс изготовления автомобиля состоит из нескольких этапов. Начинается все с заказа. Здесь возможны два варианта: заказ автомобиля осуществляет дилер в зависимости от спроса и прогнозов продажи или он поступает от конкретного покупателя, который руководствуется собственными прихотями. Следующий шаг - предоставление заказа производителю, который планирует процесс изготовления. Проводится многоступенчатая работа: систематизируются и объединяются за групповыми признаками заказы из разных стран, размещаются заказы на изготовление комплектующих и планируется их поставка к конвейеру и процесс производства автомобиля на конкретном предприятии с почти точной датой окончания сборки. Потом наступают этапы снабжения к торговой сети и реализации. Для выполнения каждого из этапов, который предшествует продаже автомобиля, требуется время. Например, в автосалоне популярные модели не задерживаются, а другие могут продолжительное время реализовываться. Поэтому производители и применяют несколько понятий, что определяют год изготовления транспортного средства, ведь каждый желает продать "свежий товар".

С календарным годом изготовления все поняло: это фактический год изготовления (сборки) законченного (укомплектованного) транспортного средства. Следует заметить, что процесс изготовления некоторых транспортных средств, (их называют коммерческими, поскольку они используются в сфере бизнеса), отдельных видов грузовиков и автобусов, имеет определенные отличия. В частности, грузовики могут комплектоваться разным специальным оснащением, скажите, миксером для бетона, изотермическим кузовом. В таком случае у бетоновоза будет две даты изготовления: дата изготовления шасси автомобиля, а другая - дата изготовления законченного транспортного средства - бетоновоза.

Вместе с тем, существует такое понятие, как производственный год изготовления, который определяется временными рамками определенного периода производственного процесса. Обычно производственный год не совпадает с календарным и опережает его на 3-6 месяцев. Каждый производитель устанавливает граници производственного года на собственное усмотрение или в соответствии с законодательством своей страны. Например, автомобили Skoda Felicia, которые сошли с конвейера в период с 01.08.1998 г. по 30.04.1999 г., относятся к 1999-му производственному году, а для Volkswagen Lupo, изготовленных с 01.05.2001 г. до 30.04.2002 г. производственным будет 2002 год и т.п..

Начало или период производства определенной модели или модификации транспортного средства предопределяет модельный год изготовления. Скажем, Audi A4 изготовлялся до 30 сентября 2001 года, эта же модель сходила с конвейера в новом кузове. В этом случае состоялось техническое обновление среднего класса автомобиля, что повлекло изменение соответствующих обозначений в идентификационном коде. Модификационные изменения, которые принципиально не изменяют сущность модели (установления нового поколения CD - проигрывателей, круиз-контроля, системы навигации, блоков управления двигателем и т.п.), специалисты называют промежуточными, они не существенные, но дают основания производителю заявлять более "свежий" модельный год в зависимости от срока введенных новаций. Обычно, в идентификационном коде данные о годе изготовления автомобиля занимают позиции с 10 по 12.

Важное значение, в особенности для собственника автомобиля, имеет дата его первой регистрации, поскольку с нее начинается эксплуатация автомобиля и, как правило, отсчет срока гарантийного обслуживания производителем (для легковушек первое техническое обслуживание проводится через 15 тысяч километров пробега, а если автомобиль не одолел такое расстояние - раз в год). Дата первой регистрации зависит от даты продажи автомобиля и ее можно считать также датой введения транспортного средства в эксплуатацию. Автомобиль? так сказать? получает прописку и с производителем его связывает лишь гарантийное и послегарантийное обслуживания.

И против лома есть приемы

Современные представители от теневого авто бизнеса, хотя и усовершенствуют свое преступное мастерство, но не в силах абсолютно припрятать его признаки от эксперта-криминалиста.

Применяя специальные растворы, наши специалисты на протяжении десяти минут могут обнаружить предыдущие, действительные буквы и цифры перебитых идентификационных обозначений, воссоздать заржавелый номер кузова, - говорит Геннадий Кабанов, заместитель начальника лаборатории инженерно-технической и экономической экспертизы ДНДЕКЦ МВД Украины. - И не только в такой способ эксперты противостоят злоумышленникам. Помогает в этом современное оборудование, многолетний опыт, который находит отображение в методической литературе. Скажем, для выявления подделанных и уничтоженных номеров используется ныне довольно широко известный программно-аппаратный комплекс "вий". С помощью программы "Vinassist", идентифицируются автомобили, которые изготовлены в Канаде или США. Ныне в экспертную практику внедряется исследовательский прием первичных маркировочных обозначений с помощью компьютерных программ обработки изображений. Универсальность данного метода дает возможность исследовать объекты, расположенные в разных положениях, - горизонтально, вертикально, наклонно. Эксперт может работать на расстоянии от объекта в наиболее эффективных для этого условиях. Суть обработки обозначенной компьютерной программой состоит в том, что обычное двухмерное изображение становится "визуально" трехмерным, псевдорельєфним и этот рельеф отображается на экране монитора или листе бумаги.

Применение компьютерных программ для проведения исследований стало доступным сравнительно недавно, когда появились новейшие технологии обработки и печати изображений, полученных цифровой камерой, что в свою очередь дало возможность проявлять признаки объекта, которые невозможно увидеть невооруженным глазом, даже после использования определенных исследовательских приемов.