Пересмотрение постановления по делу об административном правонарушении

Пересмотрение постановления по делу об административном правонарушении является важной гарантией защиты прав, свобод и интересов как лица, привлекаемого к административной ответственности, так и потерпевшей стороны. Пересмотрение постановления - это форма проверки законности и обоснованности принятого решения, исправление ошибок и недостатков в работе органов административной юрисдикции, в том числе и судов. Пересмотрение постановления является факультативной, необязательной стадией проведения в делах об административных правонарушениях. Проводится в случаях, когда лицо, привлекаемое к административной ответственности (ст. 268 КУАП), потерпевший (ст. 269 КУАП) или их законные представители (ст. 270 КУАП), защитник, по доверенности лица, пригласившего его (ст. 271 КУАП), не согласны с вынесенным постановлением по делу об административном правонарушении.

В порядке обжалования

Пересмотрение постановления может быть осуществлено в порядке:

а) предоставления жалобы лицом, привлекаемым к административной ответственности, потерпевшим или их представителями - обжалования (статьи 288, 294 КУАП);

б) обеспечения прокурорского надзора и предоставление прокурором протеста - опротестования (ст. 290 КУАП);

в) осуществления руководителем вышестоящего органа властных полномочий контролируя правомерность применения административных взысканий подчиненными ему органами (должностными лицами) - (ч. 4 ст. 288 КУАП).

Право на обжалование постановления по делу об административном правонарушении имеют: лицо, относительно которого вынесено постановление о наложении административного взыскания; потерпевший; их законные представители и по их поручению защитник - путем предоставления жалобы (статьи 287, 288, 294 КУАП). Законом не установлены обязательная форма и содержание жалобы, тем не менее, некоторые реквизиты в соответствии с п. 3 Постановления Пленума Верховного Суда Украины от 24 июня 1988 г. № 6: "О практике рассмотрения судами жалоб на постановления по делах об административных правонарушениях" обязательно должны быть. Жалоба должна содержать такие данные:

Если жалоба не отвечает необходимым для ее решения требованиям, применяются общие правила процессуального проведения, установленные ст. 108 КАСУ, в соответствии с которыми жалоба может быть оставлена без движения или возвращена жалобщику.

Порядок обжалования постановления и предоставления жалобы на постановление по делу об административном правонарушении урегулирован статьями 288, 294 КУАП (по делам о нарушении таможенных правил - ст. 393 ТКУ), согласно которым:

1) постановление исполнительной комиссии обжалуют в исполнительный комитет соответствующего совета;

2) решение исполнительного комитета сельского, поселкового, городского совета - в соответствующий совет;

3) постановление другого органа (должностного лица) о наложении административного взыскания - в вышестоящий орган (к вышестоящему должностному лицу).

На усмотрение заявителя во всех приведенных случаях постановление (решение) может быть обжаловано и в районный, районный в городе, городской или горрайонный суд в порядке, определенном Кодексом административного судопроизводства Украины с особенностями, установленными Кодексом Украины об административных правонарушениях. Кроме того, согласно Закону Украины от 24 сентября 2008 года (вступил в силу 17 ноября 2008 г.) "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно усовершенствования регулирования отношений в сфере обеспечения безопасности движения" (далее - Закон от 24 сентября 2008 г.) предусмотрено, что и постановление судьи (суда) об административном правонарушении может быть обжаловано (ст. 294 КУАП) в установленном порядке.

Итак, законодатель дает возможность заявителю обратиться с обжалованием постановления по делу об административном правонарушении в вышестоящий орган (к вышестоящему должностному лицу), если это проще и доступнее для заявителя, или использовать свое конституционное право (ст. 55 Конституции Украины) обратиться непосредственно в суд.

На практике возможен другой вариант обжалования, хотя закон этого не требует, а именно: заявитель обжалует постановление по делу об административном правонарушении в вышестоящий орган (к должностному лицу) и в случае отказа в положительном его решении, обращается в высший суд.

Управленческая и судебная формы

Как видим, законодатель устанавливает две формы обжалования постановления по делу об административном правонарушении - управленческую и судебную, которые отображают тождественные формы административного процесса, но ни в коем случае не объединяют юридические явления, которые лежат в разных плоскостях правовой действительности. Судебная власть не выступает продолжением исполнительной власти, а лишь своими специфическими средствами осуществляет исправление и устранение управленческих недостатков и ошибок. (Административное процессуальное право Украины: Науч. пособ. / Э.Ф. Демский. - К.: Юринком Интер, 2008. - С. 110 - 111).

Управленческая (инстанционная) форма предусматривает порядок подачи жалоб, а судебная - исковой порядок рассмотрения и решения жалоб на постановления об административных правонарушениях. Каждая из указанных форм имеет определенные свойства.

Управленческая (инстанционная) форма обжалования постановления по делу об административном правонарушении характеризуется тем, что на законодательном (ч. 2-4 ст. 393 ТКУ), и на уровне подзаконного (Положение о порядке подачи и рассмотрения жалоб налогоплательщиков органами Государственной налоговой службы, утвержденное приказом ГНАУ от 2 марта 2001 г. № 82) правового регулирования предполагается возможность использования двух-трехуровневой системы административного (инстанционного) обжалования. Например, таможня - региональная таможня - таможня центрального подчинения - специально уполномоченный центральный орган исполнительной власти в области таможенного дела, что вызывает в отечественной юридической литературе неодинаковое отношение, (Бринцева Л. Некоторые вопросы усовершенствования системы административного обжалования в органах налоговой службы // Предпринимательство, хозяйство и право - 2006. - №4. - С. 97-99). Тем не менее, такая система обжалования постановления по делу об административном правонарушении не исключает возможность обращаться с жалобой непосредственно в суд, на любом этапе рассмотрения жалобы.

Судебная форма обжалования постановления по делу об административном правонарушении характеризуется тем, что с внесением Законом Украины от 24.09.2008 г. изменений и дополнений к КУАП, обжалование постановления по делу об административном правонарушении происходит исключительно в порядке искового или апелляционного проведения. Тем не менее, норма, закрепляющая, что постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в районный, районный в городе, городской или горрайонный суд, в порядке, определенном Кодексом административного судопроизводства Украины, с особенностями, установленными Кодексом Украины об административных правонарушениях (ст. 288 КУАП), требует, по крайней мере, нескольких уточнений.

Во-первых, если в порядке, определенном Кодексом административного судопроизводства, то почему законодатель устанавливает обращение в суды общей юрисдикции (см.: п. 1-3 ч. 1 ст. 288 КУАП), но не конкретизирует, что обращение должно быть в административные суды, как это определено предметной подсудностью административных дел (п. 2 ч. 1 ст. 18 КАСУ). Во-вторых, какие именно особенности, установленные КУАП, должны быть учтены при обращении в суд относительно обжалования постановления по делу об административном правонарушении: подача жалобы по форме и содержанию, определенными п. 3 Постановления Пленума Верховного Суда Украины от 24 июня 1988 г. №6 "О практике рассмотрения судами жалоб на постановления в делах об административных правонарушениях", или в форме искового заявления согласно ст. 106 КАСУ; соблюдение сроков подачи и рассмотрения жалобы; порядок подачи жалобы или что-то другое?

Нечеткая определенность относительно суда, который может рассматривать жалобу на постановление административного органа (должностного лица) по делу об административном правонарушении, формы и содержания жалобы может привести, в условиях большой загруженности судов, к промедлению, затягиванию процесса рассмотрения жалобы или необоснованному отказу при обжаловании постановления по делу об административном правонарушении. По нашему мнению, обжалование постановления административного органа по делу об административном правонарушении может происходить в районном, районном в городе, городском или горрайонном (как в административном) суде (п.2 ч. 1 ст. 18 КАСУ), путем предоставления административного иска с соблюдением требований, установленных ст. 106 КАСУ, и рассматривается по правилам проведения, установленным Кодексом административного судопроизводства Украины с учетом порядка, сроков предоставления, рассмотрения и принятия решений по результатам рассмотрения искового заявления, определенными статьями 277 - 293 КУАП.

Остается невыясненным вопрос, можно ли пересмотреть (обжаловать) решение (постановление, определение) суда по результатам рассмотрения жалобы (искового заявления) на постановление по делу об административном правонарушении? По общему правилу административного судопроизводства решение суда по результатам рассмотрения жалобы может быть пересмотрено в порядке апелляционного, кассационного обжалования и даже по исключительным обстоятельствам. Ведь обжалуется действие или бездеятельность органа властных полномочий (должностного лица) относительно правомерности или неправомерности вынесения постановления по делу об административном правонарушении - тем более что законодатель не устанавливает каких-нибудь ограничений относительно обжалования. Другое дело, что постановление судьи по делу об административном правонарушении может быть обжаловано лишь в апелляционном порядке, который осуществляется судьей судебной палаты апелляционного суда в уголовных делах на протяжении двадцати дней со дня поступления дела в суд. Постановление апелляционного суда набирает законную силу немедленно после его вынесения, является окончательным и обжалованию не подлежит (ст. 294 КУАП).

Итак, жалоба на постановление органа властных полномочий (должностного лица) по делу об административном правонарушении может "пройти" довольно длинный путь - для достижения всестороннего, полного и объективного выяснения обстоятельств дела и решения его в соответствии с законом. От обжалования в административном суде (в некоторых случаях в двух-трех инстанциях) до обжалования в Верховном Суде Украины, теряя при этом оперативность и скорость рассмотрения дела, требует высокой степени формализации, что не делает его дешевле.

Действительно, нужно ли обжалование постановления по делу об административном правонарушении доводить до Верховного Суда Украины? Достаточно было бы пересмотреть дело в суде на районном уровне, и даже апелляционную жалобу могли бы рассматривать районные, районные в городе, городские, горрайонные суды по правилам и условиями апелляционного проведения, решение которых должно было бы быть окончательным и обжалованию не подлежать.

Пропуск установленного срока

По общему правилу, жалоба (исковое заявление) подается на протяжении десяти дней со дня вынесения постановления органу (должностному лицу), который вынес постановление по делу об административном правонарушении. Жалоба, которая поступила, на протяжении трех суток направляется вместе с делом органу (должностному лицу), правомочному ее рассматривать, а исковое заявление - в соответствующий суд с учетом предметной и территориальной подсудности.

Десятидневный срок обжалования постановления вычисляется со дня вынесения постановления. Но в случае обжалования постановления согласно ст. 288 КУАП - в исполком соответствующего совета или в соответствующий совет, или вышестоящему органу (должностному лицу), но если жалоба не удовлетворена и заявитель вынужден обратиться с жалобой (исковым заявлением) в суд - вычисление срока для обращения в суд начинается со следующего дня после принятия решения по жалобе этим органом (должностным лицом).

Пропуск установленного десятидневного срока обжалования по общим процессуальным правилам не может быть основанием для отказа в принятии жалобы, поскольку право возобновления срока по жалобе принадлежит органу (должностному лицу) или суду, которые будут рассматривать жалобу (ст. 100 КАСУ, ст. 289 КУАП), поэтому жалоба, независимо от истечения десятидневного срока, на протяжении трех суток направляется органу (должностному лицу), который вынес постановление, которое обжалуется, по надлежащему адресу.

В связи с тем, что указанный срок является процессуальным, его окончание согласно ч. 1 ст. 100 КАСУ для административного суда является основанием для отказа в удовлетворении жалобы (административного иска) при условии, если на этом настаивает одна из сторон, а орган (должностное лицо) или суд, правомочные рассматривать жалобу, не найдут оснований для возобновления срока, хотя ст. 289 КУАП норму об оставлении жалобы без рассмотрения, возвращении жалобы лицу, подавшему ее, или отказа в удовлетворении жалобы, не содержит.

Вместе с тем ч. 2 ст. 294 КУАП устанавливает, что апелляционная жалоба или протест прокурора на постановление суда по делу об административном правонарушении, предоставленные после окончания этого срока, возвращаются апелляционным судом лицу, подавшему ее, если не будет заявлено ходатайство о возобновлении этого срока, а также, если в возобновлении срока будет отказано. По аналогии права (ч. 7 ст. 9 КАСУ) эта норма может быть применена и при рассмотрении жалобы на постановление органа (должностного лица) по делу об административном правонарушении, которое рассматривается в административном (инстанционном) порядке.

Опротестование

Наличие института опротестования очень важно для защиты прав, свобод и интересов граждан, является действенной мерой по устранению недостатков и ошибок при применение норм материального права (ст. 250 КУАП). Органы (должностные лица), суды не вправе отвечать отказом в принятии протеста (предоставления) прокурора даже в том случае, когда он не брал участия в рассмотрении дела. Копия протеста (предоставления) прокурора на постановление по делу об административном правонарушении с указанием времени и места его рассмотрения направляется лицу, относительно которого вынесено постановление, пострадавшему, их законным представителям, защитнику, который принимал участие в рассмотрении дела. Указанные лица имеют право давать объяснения, но их явка на рассмотрение протеста не является обязательной. Неявка прокурора также не является препятствием для рассмотрения протеста. (Постановление Пленума Верховного Суда Украины от 5 декабря 203 г. № 10 "О некоторых вопросах пересмотрения постановлений судов в делах об административных правонарушениях").

Постановление в деле об административном правонарушении любого органа может быть опротестовано прокурором на протяжении десяти дней со дня его вынесения (ст. 290, ч. 2 ст. 294 КУАП). Следствие нарушения срока предоставления протеста такое же, как и в случае обжалования постановления.

Протест на постановление органа (должностного лица), уполномоченного рассматривать дело, исходя из содержания ч. 4 ст. 288 КУАП, вносится непосредственно руководителю соответствующего органа, а протест на постановление суда подается в апелляционный суд через местный суд, который вынес постановление. Установление (закрепление) Законом от 24 сентября 2008 г. сроков опротестования будет оказывать содействие своевременному обеспечению прокурорского надзора и недопущению промедления относительно выполнения постановления. Ведь оно набирает законной силы после окончания срока обжалования (опротестования) этого постановления (ст. 291 КУАП) или после окончания срока предоставления апелляционной жалобы или протеста прокурора (ч. 1 ст. 294 КУАП).

Протест на решение по жалобе вносится в вышестоящий орган (вышестоящему должностному лицу) относительно органа (должностного лица), который принял решение по жалобе (ст. 297 КУАП). Но законодатель не установил срок предоставления протеста на такое решение, что дает основание считать срок опротестования неограниченным. Но такого не может быть. Законодатель не случайно исключил норму, которая предусматривала остановку выполнения постановления в случае принесения протеста прокурором и ввело новое понятие - обретение постановлением законной силы. В связи с этим целесообразно и необходимо применить (аналогия права) норму, предусмотренную ст. 290 КУАП, то есть решение по жалобе может быть опротестовано прокурором на протяжении десяти дней со дня его вынесения, а не оставлять административное дело логически не законченным.

Орган (должностное лицо), судья, который получил жалобу или протест на постановление в деле об административном правонарушении и соответствующие материалы (то есть само дело об административном правонарушении) в десятидневный срок проверяет: 1) наложен ли административное взыскание правомочным органом; 2) есть ли в действиях данного лица признаки проступка, за который законом предусмотренная административная ответственность, и вина в его совершении; 3) не истек ли срок давности для привлечения к административной ответственности; 4) правильны ли выводы органа (должностного лица), который вынес постановление, о тяжести содеянного проступка, и отягчающие обстоятельства; 5) учтены ли смягчающие обстоятельства, имущественное состояние виновного. (Постановление Пленума Верховного Суда Украины от 24 июня 1988 года № 6 "О практике рассмотрения судами жалоб на постановления в делах об административных правонарушениях").

После рассмотрения жалобы или протеста (предоставления) орган (должностное лицо), судья принимает одно из таких решений:

Если установлено, что постановление вынесено органом (должностным лицом), неправомочным решать это дело, постановление отменяется, а дело направляется на рассмотрение компетентного органа (должностного лица).

Копия решения по жалобе или протесту на постановление на протяжении трех дней присылается заявителю и другим заинтересованным лицам. О результатах рассмотрения протеста сообщается прокурору.

Решение по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении может быть опротестовано прокурором. Протест вносится в вышестоящий орган (вышестоящему должностному лицу) относительно органа (должностного лица), который принял решение по жалобе.

В случае отмены постановления с закрытием дела об административном правонарушении лицу, незаконно привлеченному к ответственности, на основании этого же решения возвращаются все взысканные суммы, оплатно изъятые и конфискованные предметы, а в случае невозможности их возвращения, возвращается их стоимость, отменяются все другие ограничения, связанные с незаконным постановлением. Возмещение вреда, причиненного гражданину незаконным наложением административного взыскания в виде административного ареста или исправительных работ, проводится в порядке установленном законом. (Закон Украины от 1 декабря 1994 года "О порядке возмещения вреда, причиненного гражданину незаконными действиями органов дознания, досудебного следствия, прокуратуры и суда").

Пересмотрение постановления в порядке контроля

Пересмотрение постановления в порядке контроля осуществляется руководителем вышестоящего органа относительно органа (должностного лица), который принял постановление по делу об административном правонарушении, с целью проверки правильного применения норм материального и процессуального права, соблюдения законности, полноты и всестороннего выяснения обстоятельств каждого дела. В соответствии с ч. 4 ст. 288 КУАП руководитель вышестоящего органа может изменить или отменить постановление уполномоченного органа (должностного лица) о наложении административного взыскания даже независимо от наличия протеста прокурора. Итак, законодатель предоставил еще одну возможность для защиты прав и законных интересов.

Вышеизложенное дает основание прийти к выводу, что пересмотрение постановления по делу об административном правонарушении может быть осуществлено в:

Таким образом, постановление по делу об административном правонарушении в определенных случаях при наличии соответствующих условий может пройти все инстанции административного и судебного обжалования, а заявитель жалобы получить гарантированное, полное и всестороннее рассмотрение дела и осуществить защиту личных прав, свобод и интересов.