Проблемы национального законодательства о языках
Отсутствие взвешенной языковой политики и всестороннего правового обеспечения статуса украинского языка, стали причинами возникновения языкового кризиса в Украине. Существующая ситуация прежде всего характеризуется несознательным, а иногда и равнодушным отношением политиков к проблеме реального обеспечения статуса украинского языка как государственного языка Украины - с одной стороны, и "гонений" на русский язык - с другой. Это отрицательно сказывается как на внутригосударственном климате, так и на имидже Украины на международной арене.
"Похороненные в трущобах" парламента
В Украине отсутствует надежный механизм обеспечения всестороннего развития и применения государственного языка как основного средства общения во всех сферах государственной и общественной жизни на всей территории Украины, а также для свободного развития, использования и защиты русского, других языков национальных меньшинств Украины. Таким механизмом в свое время должен был стать рассмотренный и в целом одобренный Радой по вопросам языковой политики при Президенте Украины проект Закона Украины "О развитии и применении языков в Украине" (далее - Законопроект) внесенный Кабинетом Министров Украины на рассмотрение Верховной Рады Украины в порядке законодательной инициативы.
Законопроектом устанавливались общие принципы языковой политики в Украине, правовые и организационные основы развития и применения государственного языка и языков национальных меньшинств Украины, права граждан на использование родного языка. Тем не менее, он постиг ту же участь, что и многие нужные обществу акты, которые в результате несознательного отношения народных избранников к потребностям народа были похоронены в кабинетах Верховной Рады Украины.
17 января 1997 года на рассмотрение Верховной Рады Украины был внесен проект Закона Украины "Об особом порядке применения русского языка на территории Украины" (далее - проект Закона). Данный проект Закона был направлен на внедрение в жизнь ч.3 ст.10 Конституции Украины - "в Украине гарантируется свободное развитие, использование русского, других языков национальных меньшинств Украины" - и соответственно требованиям Конституции Украины (п.4 ст.92), должен был уточнить и дополнить действующее языковое законодательство Украины относительно порядка применения русского языка в Украине. Тем не менее, и он "погиб в трущобах", как и его предшественники.
Сегодня нереализованными остаются многочисленные проекты Закона Украины "О языках в Украине", "О развитии и применении языков в Украине", "О государственном языке", "Об особом порядке применения русского языка на территории Украины", что является свидетельством отсутствия у парламентариев сознательного стремления к решению языкового вопроса, при решении которого должна быть гармонично объединена политика поддержки и защиты украинского языка, как государственного языка, с обязательным толерантным отношением к языкам национальных меньшинств в Украине - полиэтническом государстве.
Сейчас в Украине действующим является Закон Украинской ССР "О языках в Украинской ССР" от 28.10.1989 г. № 8312, (далее - Закон № 8312) который не отвечает новой геополитической реальности Украины - суверенного и независимого, социального, правового государства (ст.1 Конституции Украины).
Основной, безоговорочной заслугой Закона № 8312 является обеспечение, в свое время, украинскому языку статуса государственного, что существенно затормозило процесс сужения использования украинского языка во всех сферах государственной и общественной жизни, что представляло опасность сохранению идентичности украинцев как нации. Тем не менее, его несовершенство начала остро ощущаться уже сразу с момента его принятия, так как им не было предусмотрено надлежащего механизма контроля и ответственности, а это сделало его выполнение недостаточно эффективным.
Главной причиной несоответствия Закона № 8312 существующим реалиям украинского общества является то, что он не учитывает статуса Украины как суверенного, независимого государства и не отвечает требованиям ст.ст.10, 11 и 12 Конституции Украины, которая и предопределяет острую необходимость принятия нового закона о языках в Украине.
Законодательство о языке
Нормативно-правовыми актами, которые регулируют отношения, связанные с применением украинского языка, и служит правовой основой для осуществления государственной языковой политики в Украине, является Конституция Украины, базовый Закон Украины "О языках в Украинской ССР", Закон Украины "О ратификации Европейской хартии региональных языков или языков меньшинств", а также законы Украины которыми:
- - ч.2 ст.8 Закона Украины "Об издательском деле" указано, что вся печатная продукция предназначена для служебного и обыденного пользования, которое распространяется через государственные учреждения (бланки, квитанции, формы и т.п.), выдается государственным языком;
- - соответственно ст.4 Закона Украины "О порядке освещения деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления в Украине средствами массовой информации" язык распространения информации о деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления средствами массовой информации определяется соответственно Конституции Украины и Закона Украины "О языках" (имеется в виду Закон № 8312), в случае распространения информации другими языками, органы государственной власти и органы местного самоуправления обеспечивают аутентичный перевод с государственного языка на другой язык, на котором распространяется эта информация. Осуществление самостоятельного перевода официальной информации с государственного языка на другой язык средствам массовой информации запрещен;
- - в п.5 ч.2 ст.9 Закона Украины "О гражданстве Украины" владение украинским языком закреплено как одно из условий принятия к гражданству Украины;
- - ст.77 Таможенного кодекса Украины фиксирует факт оформления таможенных документов на украинском языке, или официальными языками таможенных союзов, если Украина является членом такого союза;
- - в ст.13 Закона Украины "О Вооруженных Силах Украины" указано, что в Вооруженных Силах Украины используется государственный язык;
- - ст.6 Закона Украины "Об основах национальной безопасности Украины" устанавливает, что обеспечение развития и функционирования украинского языка как государственного языка во всех сферах общественной жизни на всей территории Украины принадлежит к приоритетам национальных интересов Украины;
- - соответственно ч.1 ст.10 Закона Украины "О телевидении и радиовещании" телерадиоорганизации ведут речь государственным языком;
- - ст.6 Закона Украины "О кинематографии" констатирует, что применение языков в области кинематографии осуществляется соответственно ст.10 Конституции Украины;
- - ст.7 Закона Украины "Об образовании" закрепила положение, что язык образования определяется Конституцией Украины и Законом Украины "О языках в Украинской ССР" и др.
Процессуальное законодательство Украины предусматривает, что судопроизводство как в гражданских, так и в уголовных делах проводится украинским языком (ст.7 ГПК Украины и ст.19 УПК Украины).
Кроме того, значительное влияние на правоприменение в языковой сфере производили решения Конституционного Суда Украины № 10-рп/1999 (дело о применении украинского языка), № 13-рп/2007 (дело о распространении иностранных фильмов), № 8-рп/2008 (дело о языке судопроизводства). Вместе с тем, гарантирование национальным меньшинствам права на свободное развитие, использование и защиту национального языка - является общепризнанным правом с позиций международного права:
- - ст.27 Международного пакта об гражданских и политических правах предусмотрено, что лицам, которые принадлежат к языковым меньшинствам, не может быть отказано в праве использовать родной язык;
- - ст.1 Соглашения по вопросам, связанным с возобновлением прав депортированных лиц, национальных меньшинств и народов от 9 октября 1992 года, подписанного странами-участниками СНГ в городе Бишкеку и ратифицированного Украиной 17 декабря 1993 года, отмечает, что депортированным гражданам, которые возвращаются в места их проживания на момент депортации, обеспечиваются политические, экономические и социальные права и условия для образования национального, культурного и духовного возрождения;
- - соответственно п. "а" ст.10 Конвенции об обеспечении прав лиц, которые принадлежат к национальным меньшинствам от 21 октября 1994 года, заключенной в Москве странами СНГ, подписанной Украиной 21 октября 1994 года, предполагается необходимость изучения государственного языка и создания условий для изучения родного языка национальными меньшинствами;
- - п.1 ст.5 Рамочной конвенции Совета Европы о защите национальных меньшинств от 1 февраля 1995 года, ратифицированной Украиной 9 декабря 1997 года, вменяет в обязанность создать необходимые условия для того, чтобы лица, которые принадлежат к национальным меньшинствам, имели возможность развивать свой язык.
Правовой базы для надлежащего функционирования украинского языка как государственного языка Украины и гарантирования свободного развития, использования и защиты русского, других языков национальных меньшинств Украины, достаточно. Тем не менее, ее следует гармонизировать и объединить вокруг базового закона о языках в Украине, который может отвечать существующим реалиям государственной и общественной жизни Украинского народа, с обязательным учетом интересов национальных меньшинств Украины. Действующий же Закон Украинской ССР "О языках в Украинской ССР" этого обеспечить не может.
Вывод
Во-первых, учитывая то, что за время независимости Украинского государства в кабинетах его властных учреждений накоплено много проектов законов, которые должны урегулировать проблемы языкового законодательства в Украине, целесообразно составить согласительную комиссию, которая бы объединила положительные наработки всех законопроектов и вынесла бы на рассмотрение Верховной Рады Украины один законопроект по этому вопросу.
Во-вторых, правовое регулирование языковых отношений в полиэтническом Украинском государстве может базироваться на гармоническом объединении национального интереса со строгим соблюдением прав и свобод человека и гражданина.
В-третьих, новый закон о языках в Украине, может быть, с одной стороны последовательным воплощением государственного суверенитета Украины на основе норм Конституции Украины, а с другой, достаточно гибким, чтобы не нарушить прав национальных меньшинств Украины, не допустить ограничения свободы личности, унижения ее чести и достоинства, возникновения межэтнических конфликтов.