ДТП - НАЕЗД НА ПЕШЕХОДА

Не только у простых людей, но и у работников правоохранительных органов периодически возникают вопросы, связанные с толкованием нормативно-правовых актов о безопасности дорожного движения. Поэтому хотелось бы осветить некоторые юридические аспекты, имеющие существенное значение при расследовании дорожно-транспортных происшествий связанные с наездом на пешеходов.

При расследовании Дорожно-транспортных происшествий связанных с наездом на пешехода в зоне пешеходного перехода, как правило, применяется презумпция виновности водителя и невиновности пешехода. Но, водитель управляющий транспортным средством, не может постоянно и непрерывно контролировать движение своего автомобиля, который является источником повышенной опасности и требует определенных правил осторожности от окружающих его участников дорожного движения, а именно от пешеходов.

Под "наездом" понимают дорожно-транспортное происшествие, заключающееся в контакте механического транспортного средства с неподвижным препятствием, пешеходами, велосипедистами, животными влекущие за собой ранения или гибель (людей, животных), повреждения транспортных средств, сооружений и грузов либо иной материальный ущерб.

В соответствии с п.18.1 Правил дорожного движения (далее - ПДД), водитель транспортного средства, который приближается к нерегулируемому пешеходному переходу, на котором находятся пешеходы, должен уменьшить скорость, а в случае необходимости остановиться, чтобы дать дорогу пешеходам, для которых может быть создано препятствие или опасность.

Этот пункт ПДД устанавливает взаимоотношения водителей и пешеходов на ограниченном участке проезжей части (пешеходном переходе) и обязывает водителя уступить дорогу пешеходу при определенных в ПДД условиях. Согласно п. 1.10 ПДД пешеход - это лицо, которое принимает участие в дорожном движении вне транспортных средств и не выполняет на дороге каких-либо работ. К пешеходам приравниваются лица, которые двигаются в инвалидных колясках без двигателя, ведут (не едут!) велосипед, мопед, мотоцикл, везут санки, повозки, детские коляски.

Пешеходы являются участниками дорожного движения и должны действовать таким образом, чтобы не создавать опасность для движения, т.е. выполнять все требования, устанавливающие порядок пересечения проезжей части и движения по ней.

На нерегулируемых переходах пешеходы могут выходить на проезжую часть после того, как оценят расстояния до приближающихся транспортных средств, их скорость, и убедятся, что переход будет безопасен. Таким образом, еще до начала движения (перехода) по пешеходному переходу, еще не получив приоритета (право на первоочередное движение в назначенном направлении по отношению к другим участкам движения), пешеход должен оценить расстояния до транспортных средств, их скорость, и не начинать движения, если это будет небезопасно, при условии что это не создаст опасность для движения и не вынудит водителя снизить скорость и остановиться.

Выйдя на проезжую часть (в частности по пешеходному переходу), пешеходы не должны задерживаться или останавливаться, если это не связано с обеспечением безопасности для движения. Пешеходы не успевшие закончить переход, должны останавливаться на линии, разделяющей транспортные потоки противоположных направлений, а продолжить путь можно, лишь убедившись в безопасности дальнейшего движения.

Таким образом, остановившийся пешеход на проезжей части, фактически теряет приоритет по отношению к другим участникам для движения.

Водитель же, должен уступить дорогу пешеходам, переходящим (уже начавшим переход) по пешеходному переходу, а не стоящим на нем. Причем уступить дорогу означает, что водитель не должен начинать, возобновлять или продолжать движения, осуществлять какой либо маневр, если это может вынудить других участников движения (пешеходов), имеющих по отношению к нему преимущества, изменить направления движения или скорость. Водитель вправе рассчитывать, что перед выходом на проезжую часть пешеход не будет создавать опасность для движения, если нет признаков, по которым можно было обнаружить, что она возникла раньше, т.е., что пешеход создаст опасность для движения, и станет препятствием для него. Учитывая требования к переходу проезжей части по пешеходным переходам, при наличии линии, разделяющей транспортные потоки противоположных направлений, водитель вправе рассчитывать на то, что пешеход остановится на этой линии).

Если имеется разделительная полоса, а в ней разрыв (если его нет, то она не предназначена для движения и остановки транспортных средств и пешеходов), то поскольку она разделяет проезжие части противоположных направлений, уступать дорогу необходимо тогда, когда пешеход будет переходить проезжую часть в том направлении, в котором движется транспортное средство, или раньше, если водитель в состоянии осознать (обнаружить) возникновение опасности для движения по моменту, заданному судом, следствием.

Установление наличия (отсутствия) у водителя технической возможности уступить дорогу или предотвратить наезд в определенный, заданный следствием или судом момент развития дорожно-транспортной ситуации определяется путем назначении и проведения судебной автотехнической экспертизы, проведение которой позволяет восстановить механизм ДТП и помогает следователю дать правовую оценку действиям обоих всех участников ДТП.