НАЛОГОВАЯ ПРОВЕРКА
или "ГОП-СТОП" - как дело государственной важности

- Что с этого будет, Беня?
- Если у меня не будет денег - у вас не будет коров,
мосье Эйхбаум. Это дважды два.
- Зайди в помещение, Беня.
(И.Э.Бабель, Одесские рассказы.)

С одной стороны, предприниматели уже привыкли к посещению налогового инспектора, с другой - вряд ли кому-либо его приход доставляет радость (видимо, здесь более уместно другое, легкорифмуюемое с "радостью" слово). Но, как говорится, с этим ничего не поделаешь, поэтому если предприниматель пока и не в состоянии заиметь квалифицированного толкового юриста, то обладание хотя бы определенным минимумом правовых знаний и опыта, значительно облегчит его общение с представителями контролирующих органов.

Практика показывает, что нарушения в ходе проведения налоговыми органами проверок хозяйственной деятельности предприятий, составления актов проверки, и решений о применении финансовых санкций случаются, к сожалению, довольно часто. Скорее всего, это следствие специфического подхода проверяющих к проверяемым: первые заведомо исходят из того, что все вторые - сплошь злодеи: такая своеобразная презумпция виновности. Вместе с тем, - не секрет, что проблема оптимизации и минимизации налогов нередко выводит за пределы правового поля, как ту, так и другую стороны.

Общеизвестно неписаное правило о том, что всегда прав тот, у кого прав больше. Этому в значительной степени способствует противоречивость нашего законодательства вообще и налогового законодательства в частности, а также минимальные права налогоплательщиков по сравнению с правами контролирующих органов, которые, кроме всего прочего, по своему и бесспорно толкуют законы. К сожалению, практически каждый документ, имеющий отношение к налогам, провоцирует применение права сильного. Нам остается только мечтать о том, что в практике применения налогового законодательства вместо неписаных правил станет господствовать основной принцип демократического права - презумпция невиновности, когда решения по всем СПОРНЫМ вопросам нашего несовершенного законодательства будут приниматься в пользу защищающейся стороны.

Попробуем без громоздких ссылок на нормативные акты, дать некоторые практические рекомендации о том, как себя вести при проведении проверок налоговой администрацией. Оговоримся сразу, что визит работников контролирующих органов и проверка - сугубо официальные. Если к вам зашли, чтобы "по старой памяти" ненавязчиво выпить и закусить, решить какие-то свои "шкурные" вопросы, т.е. по собственной инициативе "потерроризировать", или вы сами уже "приучили" ревизоров к подобным посещениям, то такую ситуацию оставим без комментариев, посоветовав посчитать на досуге, во что вам обходится подобная благосклонность контролирующих органов.

Итак, что вам надо знать, что делать, а чего не делать?

  1. Налоговой администрацией проводятся проверки плановые и внезапные, которые в свою очередь бываю комплексными и выборочными. Плановые - предприятие имелось в плане и графике ревизий. О такой ревизии вы можете знать заранее и соответственно подготовиться. Внезапные - как правило, проводятся по чьей-то "просьбе", инициируются финансовыми или правоохранительными органами, и ревизоры порой знают, что ищут или знают, что должны найти, поэтому это самые плохие ревизии с самыми плохими последствиями. Комплексные - ревизоры проверяют все подряд, слева на право, от пола до потолка. Выборочные - проверяются только отдельные вопросы - зарплата, НДС и т.д. Основание для проверки должно быть указано в акте проверки (план работы, поручение, приказ и т.п.), что зачастую не делается вообще.

    Имейте в виду, что любой ревизор проверяет только то, что он знает, то, в чем он уверен. В ваших глазах он будет стараться выглядеть знающим, авторитетным и компетентным. К сожалению (или к счастью), настоящих профессионалов встретишь нечасто. В наше время существует масса источников информации, каждый может с ней ознакомиться и изучить, поэтому сразу, подчас, невозможно выяснить, кто больше знает, кто прав, а кто виноват. Если ваш бухгалтер настоящий профессионал, и вы абсолютно уверены в своей правоте, можете сразу встать "в позу", воздвигнуть перед проверяющими баррикаду и защищать ее до победного конца, не взирая на то, сколько это займет времени, сил и средств. В некоторых случаях этот нелегкий путь бывает единственно возможным, но в ходе проверки могут возникнуть и незначительные проблемы, мелкие ошибки и недочеты, поэтому определите для себя с самого начала, заблаговременно: что может выявиться при налоговой проверке, как вы будете ликвидировать, защищать или оправдывать свои ошибки.

  2. Итак, в целом вы должны быть психологически готовы к приходу ревизоров, и вот проверка нагрянула. Не пугайтесь и не показывайте своей озабоченности или беспокойства по поводу визита работников налоговой администрации. Примите людей как следует, без спешки: предложите присесть, угостите кофе, если у вас неотложный разговор - вежливо попросите подождать. Внимательно выслушайте и четко уясните себе цель этого визита. Такой подход поможет вам в дальнейшей работе, создаст атмосферу доброжелательности и сотрудничества. Уважение должно быть обоюдным, человеческие отношения в любой работе стоят на первом месте и только потом - служебные.

    При этом не стоит оставлять без внимания и официальную часть такого визита: ревизор по вашей просьбе должен показать вам свое служебное удостоверение. Не стесняйтесь внимательно рассмотреть удостоверение, выписать из него необходимые вам сведения. Говоря откровенно, никакими нормативными актами, не предусмотрена ОБЯЗАННОСТЬ ревизора предъявить вам свое удостоверение, так что исходим из того, что это само собой разумеется, да и вы должны знать, кого именно "пускаете в свой огород". Кроме того, ревизор обязан предъявить вам свое направление на ревизию, ибо только оно дает ему право на проведение проверки. Если вам предъявили лишь служебное удостоверение, в ответ можете сказать: "Очень приятно познакомиться". В идеале ревизор должен иметь еще и план ревизии, утвержденный начальником, и приказ на проведение ревизии.

    В связи с этим представляется весьма оригинальной и толковой идея, которую народная молва приписывает нашему мэру (более достоверной информацией ее автор к сожалению не располагает). Она заключается в том, что на предприятии был заведен журнал регистрации проведенных проверок налоговой администрации, их имена, фамилии, номера служебных удостоверений, основание для проведения проверки, круг вопросов, которые проверяются, и результаты проверки. Подобный учет является хорошим подспорьем при решении вопросов, которые могут возникнуть в связи с налоговыми проверками, например у правоохранительных органов, а также в случае возникновения конфликтных ситуаций, судебного разбирательства. Практика свидетельствует о том, что далеко не каждый свой приход к вам работники налоговой администрации желают зафиксировать подобным образом и уходят "не солоно хлебавши", в то же время, если вас посетили по действительно официальному поводу, то какие могут быть причины нежелания оставить у вас документальные следы своего пребывания?

  3. Когда необходимые формальности соблюдены, и вы четко уяснили кто, что и по какому поводу у вас будет проверять, определите ревизору место для работы, объясните и покажите к кому из ваших сотрудников он может обратиться по тому или иному вопросу. Помните, что проверяющий не должен мешать работе вашего предприятия, работе главного бухгалтера и директора - в первую очередь.

    Постарайтесь сразу поговорить с проверяющими каким образом он предпочитает разрешать возникающие в ходе проверки вопросы и ликвидировать выявленные недочеты. Инспектор может насобирать кучу ваших ошибок и в конце ревизии этой кучей вас и завалит, предпочтительнее если, найдя недочет, ревизор сразу покажет его вам, и вы постараетесь сразу же его отстоять или устранить. Доказывать что-то по уже готовому и подписанному Акту проверки - заведомо ставить себя в более уязвимое и проигрышное положение.

    Покажите проверяющему, что где находится, все остальное он будет выискивать сам, вы не должны бросать свои дела и искать для него какую-то интересующую его бумажку. Думаю, излишне говорить о том, что в ваших шкафах и на ваших полках не должно быть ничего, кроме официальных бухгалтерских документов. Если ревизору на глаза попадутся еще какие-то документы, то проверка может пойти в новом направлении, которое могли бы и вовсе не проверять.

    Хотелось бы отдельно обратить ваше внимание на пресловутые "черные книги" и иные записи долгового и взаиморасчетного характера. Такие книги и записи могут быть практически у любого вашего работника, имеющего отношение к ценностям (деньги, товары, бензин и т.п.) Для любого ревизора такая "черная книга" - как красная тряпка для быка, для любого следователя - козырная карта, для адвоката - головная боль, а для вас порой - горькие слезы. Поэтому, если без таких записей вы обойтись никак не можете, запомните следующее:
    * Никогда не пишите: "Иван Иванович Иванов из фирмы "Рога и копыта" должен шефу ещё 10.000 долларов за дюжину отпущенных ему (кем, когда) ракет средней дальности". Если уж пишите, то пишите так, чтобы кроме вас никто не смог прочитать ваших заметок, ибо вы НЕ ОБЯЗАНЫ никому расшифровывать и объяснять свои записи, накаляканные под диктовку внеземного разума во время медитации, случившегося в позапрошлом году после чересчур бурного празднования годовщины взятия Бастилии.
    * Всегда держите свою "черную книжку" при себе под рукой. Кто-то в дверь постучал - убирайте книжку, если вошли свои - достанете. Носите ее в кармане или в личной сумке, вас обыскивать не будут и сумку проверять тоже. Не оставляйте книжку на работе, в автомобиле. Не передавайте ее другим сотрудникам, которые могут быть не так осмотрительны.
    * Почаще меняйте её, обновляя старые записи, и убирая ставшие ненужными. Незачем таскать при себе "повесть временных лет" в виде вахтенного журнала на корабле.

  4. Проверка идет полным ходом и в "горячке" служебного энтузиазма ваши проверяющие могут захотеть проверить что-нибудь особенное, не входящее в их компетенцию, воспользоваться правами, не предоставленными им в законодательном порядке. Поэтому вы должны знать, что они делать вправе, а что нет. Самое главное - четко представлять себе, что налоговая администрация имеет право заниматься ТОЛЬКО вопросами начисления и уплаты налогов и других платежей в бюджет и взносов в государственные целевые фонды. С учетом этого, работники налоговой администрации ИМЕЮТ ПРАВО:
    * осуществлять проверку денежных документов, бухгалтерских книг, отчетов и других документов;
    * получать от должностных лиц и граждан письменные объяснения, справки и сведения по вопросам налогообложения, которые возникают в ходе проверки. (Отметим - объяснения должны писаться инспектором с ваших слов, но если хотите, - можете записывать их собственноручно, так будут точнее и однозначнее, без невыгодных вам акцентов и оттенков выражены ваши слова. Если вы не уверены в каких-либо фактах, или вовсе в данный момент не знаете как лучше объясниться по тому или иному поводу, не стесняйтесь и не бойтесь написать: "я не помню", "не могу определенно утверждать", "примерно тогда-то" "затрудняюсь ответить". За такие формулировки вас пыткам подвергать не станут, а будут вынуждены удовлетвориться полученным объяснением. Вы же будете иметь возможность подумать, посоветоваться, проконсультироваться, чтобы при необходимости что-то вспомнить, уточнить и дополнить в своих первоначальных пояснениях.);
    * вызывать должностных лиц и граждан для дачи таких объяснений в налоговую администрацию;
    * бесплатно получать сведения, справки о деятельности, полученных доходах, расходах, информацию об открытых счетах, наличии и движении средств по ним. (Отметим - вы обязаны предоставлять сведения, т.е. информацию, но не документы, договора или их копии, как того зачастую требуют в своих запросах налоговая администрация, включая в них и другие вопросы, которые уж никак не могут быть связаны с начислением и уплатой налогов.);
    * обследовать любые производственные, складские помещения, торговые и иные помещения граждан и предприятий, которые используются для получения доходов или связаны с содержанием объектов налогообложения, независимо от их местонахождения. (Отметим - только те помещения, которые используются для предпринимательской деятельности, а используются они или нет - определять вам самим... Ещё один момент - проверяют склад фирмы, а там стоит гарнитур вашего бухгалтера и колеса от машины шефа. Ревизор все перепишет, оприходует и будет прав, т.к. на складе, каким бы он ни был, должно быть только то, что есть по учету. Поэтому, если таковой гарнитур вам девать совершенно некуда, лучше заранее напишите вашему руководству заявление, получите разрешение, ваши вещи примут на внебалансовый счет и занесут в карточку складского учета.);
    * требовать от проверяемых устранения выявленных нарушений законодательства и контролировать их исполнение;
    * изымать у предпринимателей, которые нарушают порядок предпринимательской деятельности, регистрационное свидетельство или специальное разрешение (лицензию, патент) с последующей передачей материалов о нарушении органам, выдавшим эти документы.;
    * изымать документы, которые свидетельствуют о сокрытии (занижении) доходов (прибыли) неуплату налогов и иных платежей в бюджет и государственные целевые фонды (Отметим: не все документы подряд, только те, которые действительно свидетельствуют о ваших конкретных нарушениях.);
    * накладывать административные штрафы и применять финансовые санкции;
    * требовать проведения инвентаризации основных фондов, товарно-материальных ценностей, средств и расчетов, опечатывать кассы, склады и архивы.
  5. При осуществлении своих полномочий работники налоговой администрации НЕ ИМЕЮТ ПРАВА:
    * проверять и осматривать личные вещи граждан, их автомобили, дома, квартиры, а также производить в них обыск если вы их предупредили, что это имущество не используется для получения доходов и отказались от предъявления для проверки личных вещей и имущества. (Ещё раз отметим - конкретного разграничения между личными вещами предпринимателей и объектами, которые используются для осуществления предпринимательской деятельности законом не предусмотрено. Эту границу устанавливаете вы сами.);
    * применять физическую силу к гражданам, которые нарушают налоговое законодательство, в т.ч. - в случаях, когда они не выполняют законные требования работников налоговой администрации, отказываются допустить проверяющих к проверке, отказываются предъявить документы, удостоверяющие личность, назвать свое имя и адрес. (Отметим, что в таких случаях работники налоговой администрации должны обратиться за помощью к милиции (налоговой полиции), которая должна такую помощь им предоставить.);
    * самостоятельно конфисковывать, изымать, брать на "временное сбережение до установления личности или уплаты штрафа" товары или иную продукцию у граждан, которые нарушили налоговое законодательство;
    * требовать немедленной уплаты штрафа в день нарушения налогового законодательства;
    * задерживать граждан и требовать уплаты штрафа в связи с отсутствием у предпринимателей соответствующих документов.
  6. По результатам проведенной у вас проверки будет составлен акт, значение которого при любом дальнейшем раскладе ваших отношений с налоговой администрацией, трудно переоценить.

    Акт является документальным подтверждением действий налогового инспектора, которые могут быть правомерными или не правомерными. Благодаря ему вы сможете отстаивать свои права и интересы, обжаловать действия налогового инспектора. Кроме того, акт является документальной фиксацией конкретных объемов проверки, имевших место нарушений и налагаемой ответственности. Поэтому знание предпринимателями требований к оформлению результатов документальных проверок даст возможность чётко представлять себе обоснованность и перспективность обжалования действий налоговых инспекторов и признания недействительными решения о применении финансовых санкций.

    В акте проверки указывается:
    * Полное наименование проверяемого предприятия;
    * кем проведена проверка: ФИО, должность, место работы;
    * ФИО, должность, место работы лиц, с ведома и в присутствии которых проведена проверка;
    * основание для проведения проверки;
    * период, за который проводится проверка;
    * дата проведения предыдущей проверки, устранение выполненных нарушений;
    * вопросы, по которым проведена проверка, точное наименование и перечень проверяемых бухгалтерских документов, за какой период;
    * подробное изложение фактов выявленных нарушений законодательства, порядка ведения бухгалтерской отчетности, составления налоговых отчетов, расчетов, деклараций, а также факты нарушения прядка представления перечисленных документов налоговым органам;
    * ссылка на нормативный акт (название, номер, дата принятия), его конкретную статью, пункт, которые были нарушены, а также в какой бухгалтерской отчетности установлено нарушение и за какой период;
    * обязательные для вас требования об устранении выявленных нарушений, а также финансовые санкции, применяемые к предприятию.

    Теперь вам самим предстоит определиться, что для вас будет предпочтительнее: при составлении акта настоять, чтобы все эти требования были подробно отражены в нем, или, изобразив неосведомленную наивность, постфактум, коварно воспользоваться всеми недочетами составления акта проверяющим для обжалования его действий. В любом случае ваш выбор будет зависеть от конкретной ситуации.

  7. К акту могут прилагаться расчет финансовых санкций и документы (их копии), изъятые у предприятия и свидетельствующие о ваших нарушениях. (Отметим: не все документы, а только те из них, которые свидетельствуют о допущенных правонарушениях.) Изъятие документов должно происходить в строгом соответствии с установленными требованиями. Налоговый инспектор обязан составить протокол изъятия и опись изымаемых документов, под расписку вручить их руководителю или бухгалтеру предприятия.

    Бывают случаи, когда на предприятии забирают всю первичную документацию, называют это изъятием, протокола и описи не составляют вообще или составляют формально: "Изъято 10 папок бухдокументации." В этом случае вам, опять же надо определиться, что для вас будет лучше: перспектива на любой возникающий вопрос отвечать: "Так у нас там все записано. Найти не можете? Ну, это не наша проблема - вы все забрали, перепутали и потеряли". С другой стороны - тотальное изъятие документов может существенно повлиять на вашу деятельность, составление и своевременную сдачу отчетов, чего за вас делать никто не будет, а оправдание изъятием всех документов будут воспринимать как ваши личные, никого не волнующие, трудности.

  8. И вот акт проверки составлен и подписан налоговым инспектором. Теперь его должны подписать руководитель и главный бухгалтер предприятия. Если вы не согласны с какими-то выводами, сделанными в акте - не бойтесь отказаться его подписывать, налоговый инспектор сделает об этом отметку, а вы должны письменно выразить свои замечания и аргументы, обосновывающие вашу позицию, с приложением документов, поясняющих мотивы этих возражений. Если актом было предусмотрено решение о применении к вам финансовых санкций, то принимается оно не инспектором, а начальником или его заместителем, поэтому ему будет не излишне знать ваше мнение и доводы при подписании такового решения (оно, кстати, подлежит обязательному выполнению в 10-ти дневный срок с момента принятия). А поскольку через дебри налогообложения работника налоговой администрации чаще всего ведет его личное мнение (не путать с подзабытым понятием "правосознание"), а не законодательная норма, то редкая ревизия обходится без доначислений, за которыми стоят пеня и трехзначные проценты штрафных санкций. В данной части фактор материальной заинтересованности самих налоговых администраций опускаем, поскольку уважаемые чины уважаемой государственной службы не очень любят говорить об этом, зато им всегда и очень сильно "обидно за державу".
  9. Если все вышеизложенное сделано вами правильно, то это существенно облегчит работу юристов по обжалованию как действий должностного лица, проводившего проверку, так и, в случае необходимости, признания недействительными решения о применении финансовых санкций.

    При несогласии с действиями должностных лиц налоговых администраций предприятие может обратиться с жалобой на действие таких лиц в ту налоговую администрацию, которой они непосредственно подчинены. Обжалование действий работников налоговой администрации не приостанавливает исполнения их предписаний и решения о применении финансовых санкций за несвоевременную их проплату на вас могут "накрутить" штраф отдельно. Вы вправе попросить вышестоящую налоговую администрацию отменить решение нижестоящей, а также приостановить удержание наложенного на вас штрафа до принятия окончательного решения по вашей жалобе, но автор этих строк искренне сомневается, что вам повезет настолько сильно.

  10. В случае несогласия с результатами рассмотрения жалобы, вы можете обратиться в следующую вышестоящую государственную налоговую администрацию, но при этом имейте в виду, что на каждом этапе обжалования, у налоговых органов есть один месяц для принятия решения.

    Как известно, оперативностью наши госструктуры не отличались никогда, поэтому не стоит тешиться надеждой на высокую эффективность этого метода борьбы с некомпетентностью или неправомерными действиями работников налоговой службы.

  11. Второй возможный путь решения данной проблемы состоит в признании недействительными актов и решений о применении финансовых санкций в арбитражном судопроизводстве, поскольку законом предусмотрена такая компетенция арбитражных судов. К таковым относятся решения государственных налоговых администраций, которые носят обязательный к исполнению характер и приняты начальником или заместителем начальника налоговой инспекции.

    Такими не будут являться акты проверок денежных документов, бухгалтерских книг, отчетов, смет, других документов, связанных с исчислением и уплатой налогов (платежей), а также справки, расчеты и другие материалы документальных проверок.

    В арбитражный суд вы можете обратиться с таким заявлением, объединив его с иском о возвращении взысканной суммы или, если успеете, - с заявлением о признании распоряжения не подлежащим исполнению. При этом процедура доарбитражного урегулирования на данный спор распространяться не будет.

    В большинстве случаев не лишним будет настоять на том, чтобы арбитражный суд назначил экспертизу для разъяснения вопросов, требующих специальных знаний по вопросам налогообложения. Экспертиза даст суду заключения и обоснования по поставленным перед ней вопросам относительно правильности и соответствия акта документальной проверки и решения о применении финансовых санкций, обоснованности размеров санкций, соблюдения порядка согласования и оформления решения, а также может высказать свои соображения относительно установленных ими обстоятельств, которые могут иметь значения для правильного разрешения спора.

    Исковое заявление о признании недействительным акта налоговой администрации будет обложено государственной пошлиной в размере пяти необлагаемых минимумов (на сегодняшний день 85 гривен). Если же вы потребуете возврата взысканной суммы, то придется заплатить пошлину в размере 5 процентов цены иска.

  12. Прежде чем жаловаться и обращаться в суд, внимательно изучите нормативные акты, регулирующие ведение бухгалтерского учета и налогообложения. Путаница в действии нормативных актов, введение их задним числом, противоречия между ними, могут внести неразбериху в правомерность применения отдельных норм законодательства. Поэтому нужно учитывать, что нормативные акты, устанавливающие основание и порядок взыскания в бюджет сумм, не внесенных в срок налогов, неналоговых платежей и финансовых санкций, могут применяться при условии, что они действовали как на момент совершения правонарушения, так и во время его выявления и применения соответствующих санкций. Обязанность относительно уплаты налога (платежа) прекращается отменой последнего.

    В заключение приятно отметить, что за последнее время в ГНАУ наметился целый ряд позитивных перемен под флагом "партнерство между плательщиком налогов и государством". Так, создано Главное управление аппеляций, начальник которого подчинен непосредственно главе ГНАУ и имеет право отменять решение всех его заместителей и начальников областных налоговых управлений. Причем, ваша жалоба должна быть рассмотрена в 20-дневный срок, а с момента ее подачи и до рассмотрения прекращается начисление пени и действие штрафных санкций. В перспективе это Управление планируется выделить в самостоятельный налоговый суд.

    В конце сентября 1997 года ГНАУ был издан приказ, категорически запрещающий проведение более одной проверки в год, причем проверка должна быть комплексной. Исключение может быть допущено при наличии справки правоохранительных органов. Что ж перемены вроде бы приятные. Что из этого получится? Поживем - увидим.