ГОСУДАРСТВЕННАЯ ТАЙНА
об административных правонарушениях, посвящается...
Если ваша деятельность не связана с информацией, которая может составлять государственную тайну, то вам необязательно знать, что новая редакция Закона Украины "О государственной тайне" от 21 сентября 1999 года № 1079- ((( (далее Закон) хотя и не изменила самого понятия государственной тайны, но стала отождествлять ее с секретной информацией. Кроме того, Законом определен ряд понятий, о которых предшествующая редакция, хотя и вспоминала, но четкого определения не давала.
Так, Законом определено, что имеется в виду под:
Если же ваша деятельность каким-то образом связана со сферой, которая содержит, или может содержать секретную информацию, то новая редакция Закона будет требовать более детального ее изучения.
Между тем, отметим, что распространение действия Закона на органы законодательной, исполнительной и судебной власти, органы самоуправления, предприятия, учреждения, организации всех форм собственности и объединения граждан, которые осуществляют деятельность, связанную с государственной тайной, а также на граждан Украины, иностранных граждан и лиц без гражданства, которые имеют в установленном порядке доступ к государственной тайне, четко очертило круг субъектов, на которые распространяется действие этого Закону. При этом круг субъектов, которые будут нести права и обязанности согласно Закону, ограничен только причастностью их к государственной тайне.
Более детально, соответственно действующему законодательству, определенны Законом нормы, которые регулируют отношения между государством и собственником секретной информации. В отличие от старой редакции, Закон хотя и не определяет размер возмещения собственнику информации в том случае, если ограничение ее пользованием наносит ущерб собственнику, но устанавливает, что размер такого возмещения устанавливается на основании договора между собственником и органом государственной власти, которому государственным экспертом по вопросам тайн предоставляется право принимать решения относительно субъектов, которые будут иметь доступ к этой тайне или к ее материальным носителям. Изъятие информации у собственника возможно только при условии предшествующего и полного возмещения собственнику ее стоимости. Эти положения Закона полностью отвечают требованиям статьи 41 Конституции Украины, которая, кроме этого, предусматривает, что принудительное отчуждение объектов частной собственности с последующим полным возмещением, возможно лишь в условиях военного или чрезвычайного положения.
Существенно изменили статью Закона, которая регулировала финансирования затрат по проведению мероприятий, связанных с отнесением информации к государственной тайне, ее засекречиванием и охраной. В действующем Законе она регулирует финансирование затрат на осуществление деятельности, связанной с государственной тайной. При этом, в Законе указано не только то, что предприятиям и организациям негосударственной формы собственности, которые осуществляют деятельность, связанную с государственной тайной, могут предоставляться налоговые льготы в порядке, установленном законодательством, которое предполагалось и раньше, но и то, что они имеют право относить на валовые затраты, финансирование на осуществление деятельности, связанной с государственной тайной. При этом Закон не разъясняет, что именно имеется в виду под осуществлением деятельности, связанной с государственной тайной. То есть, то ли это только деятельность по обеспечению режима секретности, исполнению требований по отнесению информации к секретной и тому подобные мероприятия, то ли - весь комплекс мероприятий по проведению исследований, созданию продукции, другой материальной и интеллектуальной собственности, на которую в установленном законом порядке может распространяться законодательство о государственной тайне.
В будущем, это может привести к спорам о правомерности отнесения тех или других сумм на валовые затраты, тем более, что редакция статьи одновременно предусматривает, что финансирование этих затрат в предприятиях и организациях, которые финансируются за счет государственного бюджета, осуществляются за счет государственных средств, а для субъектов предпринимательства других форм собственности - эти затраты могут быть отнесены только на валовые расходы. То есть, имеется в виду, что валовые расходы государственных и негосударственных предприятий могут быть разные.
Уже сейчас, анализируя предыдущее название и редакцию статьи 5 Закона, которое предусматривало только финансирование мероприятий по отнесению информации к государственной тайне, и настоящую редакцию, которая предусматривает в отдельности как это, так и возможность отнесения всех затрат на осуществление деятельности, связанной с государственной тайной на валовые расходы, можно сделать вывод, о том, что в новой редакции идет речь о всех затратах.
Но, в соответствии с Законом Украины "О налогообложении прибыли предприятий" от 28 декабря 1994 года N 334/94-ВР с последующими изменениями и дополнениями, а именно, его статьи 5, под валовыми затратами имеется в виду сумма любых затрат налогоплательщика в денежной, материальной или нематериальной формах, осуществляемых как компенсация стоимости товаров (работ, услуг), которые приобретаются (изготовляются) таким налогоплательщиком для их дальнейшего использования в собственной хозяйственной деятельности за исключением сумм, которые определенны законом как такие, что не подлежат включению в валовые расходы. Именно наличие этих исключений может вступать в противоречие с Законом, т.к. он предусматривает отнесение всех, без исключения, затрат на финансирование деятельности, связанной с государственной тайной.
В значительной мере Законом конкретизированы и расширены понятия информации, которая может быть отнесена к государственной тайне в сфере государственной безопасности и охраны правопорядка. Так, к ней отнесена информация о личном составе органов, которые осуществляют оперативно-розыскную деятельность, порядок осуществления охраны объектов и лиц, охрана которых осуществляется согласно Закона Украины "О государственной охране органов государственной власти в Украине". Конкретизирован, перечень вопросов в области криптографической защиты информации, подлежащей засекречиванию.
К секретной отнесена информация о результатах проверок, которые осуществляются в соответствии с законом прокурором в порядке соответствующего надзора за соблюдением законов, и о содержании материалов дознания, предварительного следствия и судопроизводства по вопросам, отнесенных к государственной тайне. Напомним, что кроме информации, которая в установленном порядке признана тайной, есть ряд данных информационного характера, которые не подлежат открытому доступу в соответствии с Законом Украины "Об информации" от 2 октября 1992 года № 2657-ХІІ. Согласно статье 37 этого Закона, не подлежат выдаче для ознакомления:
Конкретизировано и расширено Законом понятие информации, которая не может быть отнесена к государственной тайне. Так, к таковой так же отнесена информация о фактах нарушений прав и свобод человека и гражданина, а также другая информация, которая согласно законам и международным договорам не может быть засекречена.
Статья Закона об ответственности за нарушение законодательства о государственной тайне - за ряд действий предусматривает дисциплинарную, административную и уголовную ответственность. При этом в связи с принятием новой редакции Закона, Кодекс Украины об административных правонарушениях было дополнено статьей 212-2, которой предусмотрена ответственность за:
* засекречивание информации, которая соответственно Закону не может быть засекречена;
* безосновательное засекречивание информации;
* несоблюдение установленного порядка передачи государственной тайны другому государству, или международной организации;
* безосновательное завышение (занижение), присвоение (отмена) грифа секретности носителям конфиденциальной, или иной тайной информации, которая не составляет государственной тайны;
* нарушение порядка предоставление допуска и доступа к государственной тайне;
* не обеспечение контроля за охраной государственной тайны и не проведение мероприятий по ее защите;
* проведение деятельности связанной с государственной тайной без соответствующего разрешения и размещения работ, связанных с гостайной на предприятиях и в организациях, которые не имеют соответствующего разрешения на проведение этих работ;
* несоблюдение требований законодательства об обеспечении государственной тайны во время международного сотрудничества;
* невыполнение норм и требований технической защиты секретной информации, вследствие чего возникает реальная угроза нарушения целостности информации, или утечка ее техническими каналами.
Подводя итог, необходимо отметить, что принятие новой редакции Закона и полномочия Службы безопасности Украины осуществлять контроль в сфере обеспечения охраны государственной тайны может положительно повлиять на защиту национальной безопасности Украины.