Использование информации с ограниченным доступом

"Никто не может ограничивать право лица в выборе форм и источников
получения информации, за исключением случаев, предусмотренных законодательством"
(статья 45 Закона Украины "Об информации")

Как известно, мы живем в пространстве, окруженном не только атмо- но и ноосферой, что подразумевает наличие вокруг нас еще и некоего информационного пространства. Отдельные одаренные личности (или те которые за таких себя выдают), могут черпать информацию непосредственно из пространства, не отягощая себя использованием отдельных информационных источников, которыми для большинства все еще являются радио, газеты и телевидение, а для меньшинства компьютер, книги и прочая "экзотика". Правда, далеко не всегда, полученная нами информация оказывается достоверной, что порождает различного рода проблемы. В то же время, часть очень интересных сведений остается за пределами как возможностей нашего восприятия (что обусловлено индивидуальными особенностями) так и возможностями доступа к ней. Имеется в виду сведения, доступ к которым по целому ряду причин ограничен. Все зависит в конечном итоге не только от источников получения, но и от источников распространения информации. И чем она "свежее", "горячее", тем менее бывает проверена и, как результат, может быть менее достоверна. В тоже время она и наиболее ценна, если соответственно является достоверной.

В соответствии с Законом Украины "Об информации" от 2 октября 1992 года N 2657-XII (далее Закон), основными видами информации являются:

В зависимости от того, каков порядок получения, использования, распространения и сохранения информации, устанавливается и режим доступа к ней. В зависимости от режима доступа, информация может делиться на открытую и информацию с ограниченным доступом. С получением, использованием и распространением открытой информацией, как правило, проблем не возникает. В то же время, получение и использование информации, доступ к которой ограничен, имеет некоторые особенности, на которых мы и попытаемся остановиться.

В этой связи можно выделить две проблемы - как определить необходимость отнесения информации к той, доступ к которой необходимо ограничить (правда это больше волнует те органы и должностных лиц, на которые возложен контроль за распространением информации и присвоение ей соответствующего статуса) и как определить относится ли полученная вами информация к той, доступ к которой ограничен и соответственно каким образом можно ее использовать. Конечно, если вы нашли на улице портфель с документами, на которых в правом верхнем углу имеется гриф "совершенно секретно", "секретно" или "особой важности", то определить это не сложно. А как быть в том случае, если вам достоверно не известно какой является информация, полученная от соседа за чашкой кофе?

Чтобы не попасть в неудобное положение, необходимо знать, что по своему правовому режиму информация с ограниченным доступом подразделяется на два вида, - конфиденциальную и тайную.

К тайной, относится информация, которая содержит сведения, которые представляют государственную и иную предусмотренную законом тайну, разглашение которой наносит ущерб лицу, обществу и государству. Отнесение информации к категории сведений, которые представляют государственную тайну, и доступ к ней граждан осуществляется в соответствии с Законом Украины "О государственной тайне" от 21 января 1994 года N 3855-XII. Статьей 6 этого закона установлено, какие сведения могут быть отнесены к государственной тайне, а какие не могут составлять эту тайну. Так, в частности, конкретные сведения могут быть отнесены к государственной тайне лишь при условии, что они подпадают под категории, указанные в статье и их разглашение будет наносить ущерб жизненно важным интересам Украины. Вместе с тем, в соответствии с названным законом, запрещается отнесение к государственной тайне любых сведений, если этим будут нарушаться конституционные права человека и гражданина, будет наноситься вред здоровью и безопасности населения.

Не может быть отнесена к государственной тайне информация:

Таким образом, если вам стали известны сведения, касающиеся названной выше информации, совершенно спокойно можете их обнародовать, не боясь привлечения к ответственности, которая может наступить согласно действующему законодательству за разглашение государственной тайны через способы массовой информации (на конкретных видах ответственности остановимся немного дальше). Кроме того, Законом "О государственной тайне" предусмотрена ответственность за:

Правда, эта ответственность касается должностных лиц различного уровня, полномочия которых предусматривают соответственно возможность засекречивать информацию, осуществлять допуск к ней, охранять и контролировать охрану государственной тайны.

Отличительной чертой информации, относящейся к государственной тайне, помимо содержания сведений соответствующего характера, является наличие на носителе такой информации специального грифа, - "секретно", "совершенно секретно" и "особой важности", который присваивается уполномоченным на то лицом. Только после присвоения этого грифа и включения информации в соответствующий реестр, она может являться государственной тайной.

Уголовным кодексом Украины (далее УК) предусмотрена ответственность только за разглашение государственной тайны лицом, которому эти сведения были доверены или стали известны по службе или работе (статья 67 УК). Таким образом, к уголовной ответственности по данной статье закона может быть привлечено только лицо, которое обладало сведениями, составляющими только государственную (а не иную) тайну и только теми сведениями, которые стали ему известны в связи со службой или работой. В том случае, если государственная или иная охраняемая законом тайна была разглашена через средство массовой информации, то в соответствии со статьей 42 Закона Украины "О печатных средствах массовой информации (прессе) в Украине" от 16 ноября 1992 года N 2782-XII, редакция и журналист не несут ответственности за данную публикацию, только тогда, когда эти сведения не были получены журналистом незаконным путем. Поскольку действующее законодательство не содержит исключительного перечня законных путей получения информации, то любой, не запрещенный законом источник информации, можно считать законным. Однако необходимо иметь в виду, что информация, помимо того, что может являться носителем каких-либо сведений, является объектом права собственности граждан, организаций (юридических лиц) и государства. При этом, она может быть объектом права собственности, как в полном объеме, так и объектом только владения, пользования или распоряжения. Поэтому, собственник информации относительно своей собственности имеет право осуществлять с ней любые, предусмотренные законом действия. Иное же лицо, не уполномоченное собственником на это, может быт привлечено к гражданско-правовой ответственности.

Из приведенного выше определения тайной информации можно сделать также вывод и о том, что помимо того, что тайная информация может являться государственной тайной, тайной может быть и информация, разглашение которой может принести вред конкретному лицу.

Перечень такой информации также имеется в законе и защищается государством от разглашения путем установления различных видов ответственности (в том числе и уголовной). Так, в соответствии со статьей 46 Закона не подлежат разглашению сведения, которые касаются лечебной тайны, денежных вкладов, доходов от предпринимательской деятельности, усыновления (удочерения), переписки, телефонных разговоров и телеграфных сообщений, кроме случаев, предусмотренных законом (например, тайна переписки может нарушаться в процессе предварительного следствия по уголовному делу или в процессе оперативно-розыскной деятельности, что урегулировано уголовно-процессуальным законодательством и законодательством об оперативно-розыскной деятельности).

Вторым видом информации с ограниченным доступом является конфиденциальная информация. Под конфиденциальной информацией понимаются сведения, которые находятся во владении, пользовании или распоряжении отдельных физических или юридических лиц и распространяются по их желанию и в соответствии с предусмотренными ими условиями. Граждане, юридические лица, которые обладают информацией профессионального, делового, производственного, банковского, коммерческого и иного характера, полученной за собственные средства, или такой, которая является предметом их профессионального, делового, производственного, банковского, коммерческого и иного интереса и не нарушает предусмотренной законом тайны, самостоятельно определяют режим доступа к ней, включая принадлежность ее к категории конфиденциальной, и устанавливают для нее систему (способы) защиты. Таким образом, согласно определению, отличительными чертами конфиденциальной информации являются:

Поскольку конфиденциальной может быть информация совершенно различного содержания, а отнесение ее к таковой зависит только от органа или лица, которое ею обладает, то отличать ее от иной информации будут только способы и условия ее распространения, а также способы ее защиты от несанкционированного распространения. Кроме того, конфиденциальной может быть информация, как о физическом, так и о юридическом лице. Так, необходимо иметь в виду, что решением Конституционного Суда Украины по делу об официальном толковании статей 3, 23, 31, 47, 48 Закона Украины "Об информации" и статьи 12 Закона Украины "О прокуратуре" (дело К.Г. Устименко) от 30 октября 1997 года, установлено, что в соответствии со статьей 23 Закона запрещается не только собирание, но и сохранение, использование и распространение конфиденциальной информации о лице без его предварительного соглашения, кроме случаев, определенных законом, и только лишь в интересах национальной безопасности, экономического благосостояния, прав и свобод человека. Этим же решением определено, что к конфиденциальной информации о лице относятся сведения об образовании, семейном положении, религиозности, состоянии здоровья, дата и место рождения, имущественное состояние и прочие персональные данные. Информация конфиденциального характера юридического лица определяется перечнем сведений, составляющих служебную тайну. Кроме того, конфиденциальной может быть информация, содержащаяся в ряде документов, предусмотренных только для служебного использования. Поскольку, как мы уже отметили, право на обладание такой информацией имеет ее собственник, он же имеет и право на ее распространение. Необходимо также отметить, что в зависимости от формы собственника, информация, в том числе и конфиденциальная, может быть как государственной, так и частной или коллективной. Порядок учета, хранения и использования конфиденциальной информации являющейся собственностью государства, урегулирован инструкцией, утвержденной постановлением Кабинета Министров Украины №1893 от 27 ноября 1998 года "Об утверждении инструкции о порядке учета, хранения и использования документов, дел, изданий и иных материальных носителей информации, которые содержат конфиденциальную информацию являющуюся собственностью государства" (далее Инструкция). Правоотношения, связанные с конфиденциальной информацией иных лиц, негосударственной формы собственности, регулируются самостоятельно.

Имеют место случаи, когда информация выходит за пределы контроля, установленные собственником или иными словами разглашается. В этом случае она перестает быть конфиденциальной, так как становится доступной неограниченному кругу лиц. Однако это не является основанием для утраты права собственности на данную информацию. Лицо, допустившее разглашение информации может быть подвергнуто тому виду ответственности, который предусматривался условиями допуска к ней. Так, в соответствии с Инструкцией, за нарушения, которые привели к разглашению информации "Для служебного пользования", потери или незаконного уничтожения документов с грифом "Для служебного пользования", а также других требований Инструкции виновные лица несут дисциплинарную и гражданско-правовую ответственность согласно законодательству. В то же время, в соответствии с законом "Об информации" не подлежат распространению только сведения, составляющие государственную или иную, предусмотренную законом тайну. Таким образом, запрещения для распространения информации, являющейся конфиденциальной, закон не содержит, поскольку ограничение для ее распространения содержится только в актах того или иного юридического лица. Законом также установлено, что нарушение законодательства Украины об информации может повлечь дисциплинарную, гражданско-правовую, административную или уголовную ответственность. Как уже отмечалось, уголовная ответственность предусмотрена только за разглашение государственной тайны, а также иных, запрещенных к распространению сведений (например, сведений о проведении медицинского осмотра на заражение вирусом иммунодефицита и его результатов, - статья 108-4 УК, разглашение тайны усыновления, статья 115-1 УК и т.п.). Административная ответственность установлена только за распространение заведомо неправдивых сведений, которые могут повлечь панику населения. К дисциплинарной ответственности могут быть привлечены только лица, которые состоят в договорных или иных отношениях с органом, предусматривающим такой вид ответственности для своих работников. Например, в соответствии со статьей 13 Закона Украины "О государственной налоговой службе в Украине" от 4 декабря 1990 года N 509-XII, ВВР, с последующими изменениями и дополнениями, должностные лица органов государственной налоговой службы обязаны соблюдать коммерческую и служебную тайну. Несоблюдение ими этих обязанностей может повлечь привлечение к дисциплинарной ответственности. Привлечение же к гражданско-правовой ответственности предусмотрено Гражданским кодексом Украины и возможно только в пределах им предусмотренных. Таким образом, какого-либо запрещения для распространения конфиденциальной информации действующее законодательство не предусматривает.

Той или иной вид ответственности за нарушение законодательства об информации может наступать при наличии у лица следующих нарушений:

Необходимо также иметь в виду, что в настоящее время Верховным Советом в первом чтении приняты два проекта о внесении изменений и дополнений в Закон "О государственной тайне" и связанные с этим дополнения в Кодекс Украины об административных правонарушениях, что может немного изменить порядок и условия привлечения к ответственности за распространение информации, в том числе и конфиденциального характера.