ИЗМЕНЕНИЯ К ЗАКОНУ О ПРИВАТИЗАЦИИ

Актуальность приватизационных и около приватизационных процессов в нашей стране со времен начала большого перераспределения стала не меньше, а увеличилась.

Нельзя оставить без внимания определенные новации, внесенные в Закон Украины "О приватизации государственного имущества" (далее - Закон), и подписанный первым Президентом Украины еще 04 марта 1992 года.

Об исключительной важности данного нормативного акта свидетельствует то, что законодатель старался довести его до идеала более трех десятков раз, внося соответствующие изменения и дополнения, изменяя формулировки и наполняя определенные юридические категории новым содержанием.

Последние изменения в данный Закон были внесены совсем недавно согласно Закона Украины "О внесении некоторых изменений в законы Украины" от 06.09.2005 г. (далее - изменения и дополнения Закона) и касаются они следующего.

Прежде всего, учитывая общепризнанный факт, что приватизация определенных объектов осуществлялась по, мягко говоря, заниженной стоимости, внесены изменения, которые касаются проведения независимой оценки.

Статьей 7 Закона установлено, что государственную политику в сфере приватизации осуществляют Фонд государственного имущества Украины, его региональные отделения и представительства в районах и городах, органы приватизации в Автономной Республике Крым, которые составляют единую систему государственных органов приватизации в Украине.

Изменения и дополнения Закона расширяют полномочия государственных органов приватизации, в частности на них возлагается обязанность заключать договора на проведение независимой оценки имущества в процессе его приватизации.

Весьма интересным является определение понятия - независимая оценка. Оно определено в п.2 Методики оценки имущества, утвержденной

постановлением КМУ № 1891 от 10.12.2003 г., где указано, что независимая оценка - это определение определенного вида стоимости имущества субъектом оценочной деятельности - субъектом хозяйствования по договору с заказчиком.

Законодатель имеет в виду, что оценка приватизационного имущества может быть объективной лишь в случае привлечения такого независимого хозяйствующего субъекта.

Обращаем ваше внимание на то, что до внесения изменений и дополнений Закона, государственные органы приватизации имели такие же полномочия, но озвучивались они таким образом: "заключают соглашения относительно проведения экспертной оценки стоимости объектов приватизации".

Ни в коем случае не подвергая критике добрые намерения нашего законодателя, необходимо обратить внимание на "наполнение юридических категорий новым содержанием", о чем было сказано вначале.

Возникает логичный вопрос: от чего будет зависеть различие в оценке стоимости приватизационного объекта, определенной по результатам "экспертной" и "независимой" оценки. Видимо, логичным будет ответ, что такая зависимость и объективность самой оценки будет напрямую определяться ценой договора с субъектом оценочной деятельности - субъектом хозяйствования. Замена самого термина "экспертная оценка" на "независимая оценка" прослеживается во всем Законе.

Теперь еще об одной новации. Не вдаваясь в теорию права, отметим, что право собственности состоит из трех правомочий, а именно: право пользования, владения и распоряжения.

Пункт 2 ч.4 ст.27 Закона устанавливает, что право собственности на приватизированный объект переходит к покупателю с момента уплаты полной стоимости приобретенного объекта приватизации.

Итак, к моменту уплаты полной стоимости приватизационного объекта вы имеете право - владеть и пользоваться приобретенным имуществом, но вы все равно не являетесь собственником этого имущества.

Наше время характеризуется тем, что залогом успеха является своевременная и объективная информация. Одним из принципов приватизации, закрепленным в ст.2 Закона является принцип полного, своевременного и достоверного информирования граждан о порядке приватизации и сведениях об объектах приватизации. Это означает, что каждый гражданин Украины имеет право получить информацию относительно перечня объектов приватизации. В ст.11 Закона установлено, что порядок приватизации государственного имущества предусматривает опубликования списка объектов, которые подлежат приватизации, в изданиях государственных органов приватизации, местной печати.

Если учесть даже то, что вы никогда не сталкивались с приватизационными процессами, недолго раздумывая, вы поймете, что информация относительно представления для приватизации тех или иных объектов государственным органом приватизации является бесценной.

Учитывая официальные и не совсем официальные затраты на приватизацию объекта, вы все равно платите меньше рыночной стоимости объекта. Особенно легко это можно проследить на примере приобретения объектов у предприятий, на балансе которых находятся приватизационные объекты.

Законодатель предусмотрел ответственность за нарушение порядка предоставления такой информации. Так, ч.3 ст.29 Закона дополнена абзацами следующего содержания:

"Должностные лица предприятий, на балансе которых находятся объекты приватизации, несут административную ответственность в виде штрафа за:

* нарушения требований органов приватизации относительно своевременного предоставления достоверной информации об объектах приватизации, которые подлежат продажи, или предоставления информации не в полном объеме - в размере ста не обложенными налогами минимумов доходов граждан;

* совершения одних и тех же действий на протяжении года после наложения административного взыскания - в размере от ста до двухсотпятидесяти не облагаемых минимумов доходов граждан".

Итак, каждый гражданин может теперь в полной мере воспользоваться своим правом на получение полной и достоверной информации относительно объектов приватизации.

Изменения и дополнения Закона наверное не сделают его более действенным и прозрачным, которым он должен бы стать после тридцати попыток его доработки. Надеемся, что соображения и замечания, изложенные в данной статье, станут не только информацией для раздумий, но и помогут в практической реализации приватизационных проектов.