КАК ПОТРЕБИТЕЛЮ ЗАЩИТИТЬ СВОИ ПРАВА БЕЗ СУДА

Исторически сложилось, что человек современного общества не производит все необходимое для себя. Все необходимое для жизни (товары, услуги) мы вынуждены приобрести, заказать.

Нет человека, который бы ни разу в своей жизни не был в роли потребителя. Все мы потребители, и всех нас интересует, всем необходима информация, которая будет изложена дальше.

Основным нормативным актом, который регулирует отношения между потребителями товаров (работ, услуг) и производителями, исполнителями, продавцами является Закон Украины "О защите прав потребителей" (далее - Закон). Именно этот Закон "устанавливает права потребителей и определяет механизм реализации государственной защиты их прав".

Уже из указанной цитаты видно, что Закон устанавливает права (а где обязанности?) потребителя, определяет механизм их защиты (а где защита прав продавца?).

Именно таким образом формируется законодательство Украины вообще! Можно также взять и Кодекс законов о труде Украины (КЗоТ). Там тоже предусмотрен широчайший перечень средств защиты работника, а что же работодатель? А зачем ему? Он и так очень сильный - сам себя и защитит!

Возможно, это проблема нашего постсоветского менталитета, нас должны защищать, мы же сами защитить себя не в состоянии.

Тот же, кто не согласен с предложением, приведенным выше, у кого есть достаточно желания защитить себя самостоятельно, наделен сверхбольшим количеством механизмов, которые дают возможность без сомнений защищать свои права, получать то, что ему должны и более того - злоупотреблять своими правами!

В этой статье не освещаются особенности судебного урегулирования споров в сфере потребления, она не претендует на полное освещение указанной темы, мы просто разъясним механизмы досудебной (а потому быстрой, не требующей лишних ресурсов) и весьма действенной защиты своих прав.

Ну, а теперь, по сути.

Согласно ст.3 Закона потребители, которые находятся на территории Украины, во время приобретения, заказа или использования товаров (работ, услуг) для удовлетворения своих бытовых потребностей имеют право на:

* государственную защиту своих прав (ст.4);

* гарантированный уровень потребления (ст.11);

* надлежащее качество товаров (работ, услуг), торгового и других видов обслуживания (ст.12);

* безопасность товаров (работ, услуг) (ст.16);

* необходимую, доступную, достоверную и своевременную информацию о товарах (работах, услугах), их количестве, качестве, ассортименте, а также про их производителя (исполнителя, продавца) (ст.18);

* возмещение убытков, причиненных товарами (роботами, услугами) ненадлежащего качества, а также имущественного и морального (неимущественного) вреда, причиненного опасными для жизни и здоровья людей товарами (роботами, услугами) в случаях, предусмотренных законодательством (ст.17);

* обращение в суд и другие уполномоченные государственные органы за защитой нарушенных прав (ст.24);

* объединения в общественные организации потребителей (объединения потребителей) (ст.25).

Статьи, которые следуют за приведенными выше, уточняют или дополняют их. Для сведения - каждому праву отвечает обязанность. Все на что вы имеете право - является обязанностью для другого.

В Законе не содержится статей "права производителя, исполнителя, продавца" или "обязанность потребителя".

Далее мы уделим внимание наиболее частой проблеме, с которой сталкиваются потребители, а именно: приобретение товара ненадлежащего качества, то есть когда во время гарантийного срока выявляются недостатки товара.

Статья 12 Закона предусматривает право потребителя на надлежащее качество товаров (работ, услуг). Согласно ст.13 производитель (исполнитель) обеспечивает нормальную работу (применение, использование) товара (работы, услуги), в том числе комплектующих изделий, на протяжении гарантийного срока, установленного законодательством или нормативными документами, а в случае их отсутствия - договором.

Во-первых, общеизвестно, что гарантийный срок для каждого товара разный, поэтому обязательно надо знать, что гарантийный срок может быть указан в паспорте на товар (работу, услугу) или на его этикетке или в любом другом документе, который прилагается к товару (работе, услуге).

Но и это еще не все. Имеет значение также и момент, с которого гарантийный срок начинает отсчитываться. Так, например, на сезонные товары (одежда, меховые изделия и прочие) гарантийный срок вычисляется с начала соответствующего сезона, который устанавливается Кабинетом Министров Украины.

Так, Кабмином установлено, что гарантийные сроки исчисляются с начала соответствующего сезона для:

Одежда, меховые и прочие изделия:

* весенне-летнего ассортимента - с 1 апреля

* осенне-зимнего ассортимента - с 1 октября

Обувь:

* зимнего ассортимента - с 15 ноября по 15 марта

* весенне-осеннего ассортимента - с 15 марта по 15 мая и с 15 сентября по 15 ноября

* летнего ассортимента - с 15 мая по 15 сентября.

Во-вторых, важно знать, как вести себя в случае, если в период гарантийного срока вы будете вынуждены обратиться к продавцу, производителю в связи с выявлением недостатков товара.

Согласно ст.14 Закона продавец, производитель (предприятие, которое выполняет их функции) обязано принять товар ненадлежащего качества у потребителя и удовлетворить его требования. Вы имеете право по своему выбору требовать от продавца или производителя:

1) безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения затрат на их устранение потребителем или третьим лицом;

2) замены на товар аналогичной марки (модели, артикула, модификации) надлежащего качества;

3) соответствующего уменьшения его покупательной цены;

4) замены на такой же товар другой марки (модели, артикула, модификации) с соответствующим перечислением покупательной цены;

5) расторжения договора и возмещения убытков, которые он понес.

Необходимо подчеркнуть, что выбор принадлежит лишь потребителю и ничем, кроме его личного желания и понимания необходимости устранения недостатка именно таким способом, не обусловлен.

И здесь уже появляется возможность поставить продавца, производителя, что называется, "на колени". Ведь в том случае, если ваш, например, телевизор сломался, то вы можете прийти в магазин, где он был приобретен и 1) выйти с другим на время ремонта, 2) через полчаса выйти с таким же новым, 3) выйти с ним и деньгами на маленький магнитофон, 4) выйти с новым телевизором большей или меньшей цены (такая возможность тоже может быть привлекательной) и 5) оставить им телевизор и получить уплаченные деньги. Цифры соответствуют пунктам способов устранения недостатков.

Именно такой арсенал способов, выбор которых принадлежит лишь потребителю и дарит вам возможность ощущать себя достаточно защищенным. Ведь простой выбор для вас, не является таким уж простым выбором для продавца и производителя. Здесь и открывается возможность манипулирования с тем, чтобы получить для себя лучшее.

Далее согласно способов устранения недостатков.

1. Безвозмездное устранение недостатков товара или возмещение затрат на их устранение потребителем или третьим лицом.

При предъявлении потребителем требования о безвозмездном устранении недостатков товара они должны быть устранены на протяжении 14 дней или по соглашению сторон в другой срок.

Да, действительно, две недели это довольно много, но...

На письменное требование потребителя на время ремонта ему предоставляется (с доставкой) товар аналогичной марки (модели, артикула, модификации) независимо от модели. Для этого производитель вместе с продавцом обязаны на договорной основе предусматривать обменный фонд товаров. Перечень таких товаров определяется Кабинетом Министров Украины.

То есть вы имеете право требовать предоставления аналогичного товара на время устранения недостатков. Но такое право возникает лишь относительно товаров, перечень которых устанавливается Кабмином Украины.

Так, обменный фонд создается для телевизоров, микроволновых печей, магнитол, кухонных машин, магнитофонов, вязальных машин, радиоприемников, пылесосов, холодильников, электроутюгов, морозильников, электромиксеров, стиральных машин и электросоковыжималок. Этот перечень является исчерпывающим.

Но на практике продавцы редко знают о наличии такого перечня и можно потребовать этого для любого товара. Главнейшим является то, что благодаря такому требованию срок устранения недостатков может сократиться с четырнадцати дней до одной часа.

2. Замена на товар аналогичной марки (модели, артикула, модификации) надлежащего качества.

Во время замены товара с недостатками на товар аналогичной марки (модели, артикула, модификации) надлежащего качества, цена на который изменилась, перерасчет стоимости не производится.

При наличии товара требование потребителя о его замене подлежит немедленному удовлетворению, а в случае необходимости проверки качества - на протяжении 14 дней или по договоренности сторон.

В случае отсутствия товара требование потребителя о замене подлежит удовлетворению в двухмесячный срок с момента соответствующего заявления. Если удовлетворить требование потребителя о замене товара в установленный срок невозможно, потребитель вправе по своему выбору предъявить продавцу, производителю (предприятию, которое выполняет их функции) другие требования, предусмотренные пунктами 1, 3, 4 и 5.

Далее мы уделим внимание наиболее частой проблеме, с которой сталкиваются потребители, а именно: приобретения товара ненадлежащего качества, то есть когда во время гарантийного срока оказываются недостатки товара.

3. Соответствующее уменьшение покупательной цены товара.

Потребитель имеет право на соответствующее уменьшение покупательной цены товара. К сожалению, конкретно механизм уменьшения цены не предусмотрен. Поэтому это происходит по договоренности сторон. Вот и договаривайтесь!

4. Замена на такой же товар другой марки (модели, артикула, модификации) с соответствующим перечислением покупательной цены.

Во время замены товара с недостатками на такой же товар другой марки (модели, артикула, модификации) перерасчет стоимости производится исходя из цен, которые действовали на время обмена.

5. Расторжение договора и возмещения убытков, которые понес потребитель.

При расторжении договора расчеты с потребителем в случае повышения цены на товар ведутся исходя из его стоимости на время предъявления соответствующего требования, а в случае снижения цены - исходя из стоимости товара на время покупки. Деньги, уплаченные за товар, возвращаются потребителю в день расторжения договора, а в случае невозможности возвратить деньги - в день расторжения договора или в другой срок по договоренности сторон, но не позднее, чем на протяжении 7 дней.

Требования потребителя рассматриваются после предъявления потребителем расчетного документа, а относительно товаров, на которые установлены гарантийные сроки, - технического паспорта или другого документа, который его заменяет, с пометкой о дате продажи.

Требования потребителя, предусмотренные этой статьей, не подлежат удовлетворению, если продавец, производитель (предприятие, которое выполняет их функции) докажут, что недостатки товара возникли вследствие нарушения потребителем правил пользования товаром или его хранения. Потребитель имеет право принимать участие в проверке качества товара лично или через своего представителя.

Таким образом, устанавливается презумпция (предположение) вины производителя, продавца. То есть, последние заведомо "виновны" в наличии недостатков товара, если не докажут обратного.

Снова хочется подчеркнуть, что законодательство Украины о защите прав потребителей предоставляет надлежащую и действенную защиту, для этого предусмотрено достаточно механизмов. Поэтому, желаю вам приятного потребления, а если уж вам придется отстаивать свои потребительские права, то хотелось бы выразить уверенность что у вас это успешно получится (конечно, при условии обращения к хорошему адвокату)...