КОНТРОЛЬНАЯ ЗАКУПКА
ГОСПОТРЕБЗАЩИТЫ

Следует знать, что сегодня термин "контрольная закупка" присутствует только в законодательстве, которое регламентирует деятельность оперативно-розыскных служб (о чем уже шла речь) и Управления по защите прав потребителей Госстандарта (прежнее название - Госпотребзащита). Привычнее использовать старое привычное название. Никакие другие государственные органы права на проведение контрольных закупок НЕ ИМЕЮТ.

Контрольная закупка, проводимая органами Госпотребзащиты (являющихся контролирующими органами), не имеет никакого отношения к Закону Украины "Об оперативно-розыскной деятельности", которым руководствуются правоохранительные органы. Права сотрудников Госпотребзащиты прописаны в Законе "О защите прав потребителей".

В соответствии с п.3 ст.5 Закона Украины "О защите прав потребителей" органы Госкомитета по делам защиты прав потребителей имеют право: "...проводить контрольные проверки правильности расчетов с потребителями за оказанные услуги и реализованные товары... Порядок проведения таких проверок определяется Кабинетом министров Украины".

Однако в данном Законе о контрольных закупках нет ни слова. Упоминание о них есть только в постановлении Кабинета министров Украины № 215 от 02.04.1994 г. "О реализации отдельных положений Закона Украины "О защите прав потребителей". В нем, а вернее, в утвержденном этим постановлением "Порядке проведения контрольной проверки правильности расчета за оказанные услуги и реализованные товары", в п.4 и содержится искомое словосочетание - "контрольная закупка".

В соответствии с п.4 "Порядка проведения контрольной проверки...", "контрольная проверка проводится в целях установления соответствия полученной продавцом (исполнителем) платы за реализованный потребителю товар ... настоящей ее стоимости, как правило, путем негласной контрольной закупки товара. При этом должностным лицом проверяется фактическое количество, мера, масса, объем, качественные показатели, цена и стоимость данного товара (услуги), правильность подсчета и конечного расчета за реализованный товар..."

Иными словами, только в рамках контрольной проверки уполномоченные должностные лица Госпотребзащиты имеют право провести контрольную закупку товара.

Пунктом 1 Указа Президента Украины "О некоторых мерах по дерегуляции предпринимательской деятельности" № 817 от 23.07.1998 г. было определено, что контролирующие органы проводят плановые и внеплановые выездные проверки. Тем же Указом были определены, процитированные выше, поводы для проведения внеплановых проверок органами Госпотребзащиты.

08.02.2000 г. во исполнение поручений Президента и Кабинета министров Украины Государственный комитет стандартизации, метрологии и сертификации Украины издал Приказ № 105 "Об упорядочении проверок субъектов предпринимательской деятельности государственными органами по делам защиты прав потребителей", в п.2 которого четко определил: "Установить, что государственные органы в делах защиты прав потребителей плановые проверки соблюдения субъектами предпринимательской деятельности законодательства о защите прав потребителей осуществляют не чаще одного раза в течение календарного года.

Внеплановые проверки деятельности хозяйствующих субъектов проводятся исключительно на основании полученных от потребителей жалоб о нарушении такими субъектами требований законодательства о защите прав потребителей".

Таким образом, Указом Президента "О дерегуляции..." и приведенным Приказом Госстандарта "Об упорядочении проверок..." была внесена полная ясность в терминологию, отражающую и регулирующую деятельность органов Госпотребзащиты. А именно: контрольная проверка может быть только плановой или внеплановой, и только в рамках такой проверки органы Госпотребзащиты могут проводить контрольные закупки.

У проверяющих Госкомзащиты вы должны потребовать не только их личные удостоверения, данные которых надо внимательно переписать себе, но и удостоверение на проверку предприятия за подписью начальника (заместителя начальника) соответствующего управления по делам защиты прав потребителей. Обращаю ваше внимание, что иногда проверяющие пытаются предъявлять какие-то письма и приказы, спущенные им сверху, так вот имейте в виду: это им начальство спустило указания, а не вам. Если таковые указания и есть, то, во исполнение оных, должно быть оформлено удостоверение на проверку конкретно вашего предприятия, а это не одно и то же.

В удостоверении на проверку необходимо обратить внимание на вид проверки: плановая она либо внеплановая (третьего не дано). Если в удостоверении записано, что проверка плановая, а предприятие о ней не было предупреждено за десять календарных дней до ее начала и пришедших "защитников" не сопровождают налоговики, можете смело отсылать проверяющих восвояси. Пунктом 10 Указа Президента "О дерегуляции..." установлено, что государственные органы по делам защиты прав потребителей осуществляют внеплановую проверку деятельности субъектов предпринимательской деятельности исключительно на основании полученных от потребителей жалоб о нарушении такими субъектами требований законодательства о защите прав потребителей. Жалоба потребителя должна подаваться в письменном виде и содержать сведения о нем: фамилия, имя, отчество, место проживания, серия и номер паспорта либо иного документа, удостоверяющего личность, а также данные о товаре, при продаже которого были нарушены права потребителя. Органы по делам защиты прав потребителей не имеют права разглашать указанные сведения о потребителе, который подал жалобу.

Зная, что внеплановые проверки проводятся только на основании письменно оформленных жалоб, можно (не требуя разглашения данных о покупателе, подавшем жалобу) потребовать назвать номер и дату, под которыми данная жалоба зарегистрирована в канцелярии соответствующего органа Госпотребзащиты.

Попросите пришедших расписаться в "Журнале регистрации проверок" и заполнить все его графы. При отказе от подписи - просто распрощайтесь с проверяющими. Основанием для недопуска к проверке назовите п.7 Указа Президента "О дерегуляции..", где говорится о том, что предприятиям, учреждениям и организациям всех форм собственности рекомендовано ведение журналов посещения их и их структурных подразделений представителями контролирующих органов с обязательным указанием в этих журналах сроков и цели посещения, должности и фамилии представителя, который обязательно ставит свою подпись в этом журнале. Отказ представителя контролирующего органа от подписи в журнале является основанием для недопущения его к проведению проверки. О факте этого отказа субъект предпринимательской деятельности должен в трехдневный срок письменно сообщить контролирующему органу, в котором работает такой представитель".

"Право на проведение плановой выездной проверки субъекта предпринимательской деятельности предоставляется лишь в том случае, когда ему (субъекту) не позднее чем за десять календарных дней до дня проведения указанной проверки направлено письменное уведомление с указанием даты ее проведения. Плановые выездные проверки проводятся всеми контролирующими органами одновременно в день, определенный органом государственной налоговой службы" (ч.4 п.2 и ч.4 п.5 Указа Президента "О дерегуляции...")

Если же проверка внеплановая, у проверяющих должны быть соответствующие удостоверения на ее проведение, подписанные начальником или заместителем начальника органа Госпотребзащиты, проводящего проверку. Кроме того, у проверяющих обязательно должны быть и номерные бланки актов проверок.

Нужно знать, что существует Приказ Госкомитета по делам защиты прав потребителей № 50 от 17.09.1997 г. "Об утверждении форм актов проверок по соблюдению законодательства о защите прав потребителей у хозяйствующих субъектов сферы торговли и общественного питания" (зарегистрирован в Министерстве юстиции 14.10.1997 г. № 469/2273), которым утверждены строго определенные формы актов проверок: форма № 1 - Акт проверки качества товаров; форма № 2 - Акт отбора образцов товаров; форма № 3 - Акт проверки соблюдения правил торгового обслуживания; форма № 4 - Промежуточный акт контрольной проверки правильности расчетов за реализованные товары (который и заполняется при контрольной закупке).

Более того, бланки актов проверок являются номерными и определенные их серии закреплены за каждым из органов Госпотребзащиты. Знать это весьма важно, поскольку, если у проверяющего при себе нет указанных номерных бланков, проводимая им проверка, скорее всего - незаконна.