КОРРУПЦИЯ

За последние годы уровень коррупции в Украине вырос и стал одной из острых проблем современности. Это отрицательное явление создает реальную угрозу безопасности, демократическому развитию государства и общества, конституционному порядку, а именно: подрывает авторитет страны, наносит ущерб демократическим основам управления обществом, функционированию государственного аппарата, ограничивает конституционные права и свободы человека и гражданина, в особенности рядового гражданина, нарушает принципы верховенства права, нарушает установленный порядок осуществления полномочий должностными и служебными лицами органов государственной власти, управленческих структур частного сектора, разрушает моральные и общественные ценности; дискредитирует государство на международном уровне.

Такая ситуация требует максимальной концентрации усилий всех ветвей власти и органов местного самоуправления, употребления необходимых общегосударственных мероприятий, направленных на усовершенствование разных областей права, в частности, уголовного и уголовно-процессуального законодательства, правового обеспечения правоохранительных органов и, прежде всего, органов досудебного следствия и дознания.

Слово "коррупция" происходит от латинского coruptio - порча, совращение, подкуп - деятельность лиц, уполномоченных на выполнение функций государства, направленная на противоправное ... получение материальных благ, услуг. Статья 1 Закона Украины "О борьбе с коррупцией" отмечает, что под коррупцией следует понимать такую деятельность лиц, уполномоченных на выполнение функций государства, которая направлена на противоправное использование предоставленных им полномочий для получения материальных благ, услуг, льгот или других преимуществ.

Таким образом, коррупционными действиями являются:

а) незаконное получение лицом, уполномоченным на выполнение функций государства, в связи с выполнением таких функций материальных благ, услуг, льгот или других преимуществ, в частности, принятие или получение предметов (услуг) путем их приобретения по цене (тарифом), которая существенно ниже их стоимости;

б) получение лицом, уполномоченным на выполнение функций государства, кредитов или ссуд, приобретение ценных бумаг, недвижимости или другого имущества с использованием при этом льгот или преимуществ, не предусмотренных действующим законодательством.

Принципы борьбы с коррупцией. Органы государственной власти принимали меры, которые были направлены на борьбу с коррупцией, но они не привели к положительным результатам. Причин поэтому много. Одной из них, вместе с экономическими и политическими, является недостаточное научное обеспечение. Вообще эффективная борьба с коррупцией требует системного подхода и применения комплексных мероприятий, в частности научных. И вдобавок для борьбы с этим явлением необходимо иметь в виду концептуальную стратегию и тактику борьбы с организованной преступностью и коррупцией.

Под стратегией и тактикой борьбы с организованной преступностью и коррупцией следует понимать совокупность определенных, исходя из выявленных проблем, мероприятий, направленных на достижение цели - борьбы с этим явлением. Под тактикой следует понимать комплексный план реализации отдельных этапов этой стратегии.

Борьба с коррупцией должна базироваться на таких принципах: не должны ущемляться или ограничиваться законные права и свободы человека и гражданина; эффективность противодействия коррупции может быть обеспечена только согласованными действиями государственных органов, общественных организаций и граждан; государственная система борьбы с коррупцией предусматривает осуществление государственной политики, направленной на устранение и нейтрализацию факторов, которые оказывают содействие развитию коррупционных деяний; правовая база борьбы с коррупцией должна учитывать изменения социально-экономической и политической ситуации в государстве; главное внимание в противодействии коррупции должно предоставляться предупредительным мерам, основанным на анализе и прогнозировании тенденций распространения коррупционных действий; основные практические мероприятия по предотвращению и выявлению коррупционных действий осуществляют органы, которые ведут борьбу с коррупцией.

С целью дальнейшего эффективного предупредительного влияния на социальные предпосылки коррупции и ее формы, нейтрализации этого явления, следует использовать политические, экономические, правовые, организационно-управленческие и социально-психологические мероприятия, которые нужно осуществлять комплексно и согласовано, по установленным формам и методам, а также осуществлять взаимодействие в объеме компетенции каждого органа.

Политические и экономические меры. К политическим мерам относится комплекс идеологических и массово-политических мероприятий, которые оказывают содействие определению в государстве ведущих политических партий и объединений, которые инициируют и активизируют деятельность, связанную с борьбой с коррупцией. Обеспечивать равенство всех слоев населения перед законом в случае изобличения коррупционных действий и привлечения к ответственности виновных в их совершении, независимо от занимаемых должностей. Необходимо активизировать работу среди населения в борьбе с коррупцией, инициировать взаимодействие фондов, ассоциаций, институтов и других негосударственных организаций Украины с аналогичными иностранными учреждениями, которые поддерживают изменения в Украине.

Экономическими мерами являются: полное и своевременное выполнение государством перед человеком и гражданином своих обязательств; обеспечение опережающих темпов возрастания реальных доходов населения сравнительно с темпами возрастания валового внутреннего продукта (поскольку бедность это одна из причин коррупции и преступности); усиление социальной направленности бюджета; усовершенствование системы налогообложения; уменьшение налогового давления на предпринимателей (прежде всего, на малый и средний бизнес), а также на физических лиц, которые должны соединить фискальную и стимулирующую функции налогов; упрощения порядка взыскания налогов.

В средствах массовой информации следует освещать различные аспекты добропорядочности, вопросы борьбы с коррупцией, укрепления институтов государственной власти, соблюдения антикоррупционного законодательства, информирования об изобличении и наказании коррупционеров, формирования общественного мнения относительно неприемлемости и вредности коррупционных действий.

Усовершенствование законодательства. Важным направлением борьбы с этим явлением является усовершенствование законодательства о коррупционных действиях и прочих правонарушениях, связанных с коррупцией, об ответственности за коррупционные действия.

При этом крайне важно обеспечивать стабильность законодательства, как можно быстрее устранить имеющиеся в нем разногласия и неопределенности, осуществлять правовой анализ законопроектов и других нормативно-правовых актов, а в необходимых случаях - проводить криминологические экспертизы.

Для этого в Закон Украины "О коррупции" следует внести дополнение относительно точного понятия (дефиниции) терминов "коррупция", "коррупционное действие", "коррупционное правонарушение".

Следует отметить, что коррупция, вместе с тем, является и социальным явлением, и криминальным понятием. Однако, поскольку отдельной статьи, предусматривающей наказание за коррупцию в нашем уголовном кодексе нет, следует понимать, что складывается она прежде всего из преступлений, предусмотренных такими статьями УК Украины, как: получение взятки (ст. 368); злоупотребление властью или служебным положением (ст. 364); превышение власти или служебных полномочий (ст. 365); служебная подделка (ст. 366) и другими должностными преступлениями, которые совершаются для удовлетворения корыстных или других личных интересов или интересов других лиц. Поэтому, следует четко определить в этом Законе понятие коррупции как криминального проявления.

Прокурорско-следственная и судебная практика свидетельствует и о том, что за одни и те же самые действия лица, которые уполномочены на выполнение функций государства, в одних случаях притягиваются к административной ответственности, а в других - к уголовной ответственности. Это происходит потому, что недостаточно четко определены условия и основания для наступления уголовной ответственности за совершение коррупционных действий. Это приводит к тому, что лицо, виновное в уголовно наказанных действиях, несет лишь административную ответственность.

Поэтому в Законе Украины "О коррупции" необходимо предусмотреть обособление коррупционного действия, которые наказываются в уголовном порядке, от тех, которые наказываются в административном. Отличительным критерием этого может быть ценовая стоимость полученного "вознаграждения". Это может быть сумма свыше 100 ли 200 грн. Например, в США такая сумма установлена в размере свыше 100 долларов.

Малозначительность правонарушения. Это является проблемой для судей, которые, при рассмотрении административных материалов о нарушении требований Закона Украины "О борьбе с коррупцией", применяют ст.22 Кодекса Украины об административных правонарушениях (далее - КУоАП) (малозначительность правонарушения).

Закон Украины "О борьбе с коррупцией" не определяет такого понятия как "малозначительность коррупционного правонарушения". Вместе с тем, в соответствии со ст.12 этого Закона "порядок административного производства по делам о коррупционных действиях или других правонарушениях, связанных с коррупцией, а также выполнение постановлений о наложении административных взысканий определяются КУоАП, за исключением положений, установленных Законом".

Не содержит понятия "малозначительность", его признаков или любого перечня малозначащих правонарушений и сам КУоАП. При применении ст.22 КУоАП, судебные органы определяют характеристику правонарушения в каждом конкретном случае.

К тому же имеются факты, когда к административной ответственности притягивались лица, которые совершили малозначительные действия, но по своей сути не нанесли вреда государству и обществу. Если лицо получает пачку сигарет, галстук, бутылку водки, вина или коньяка (отечественного производства), конфеты и т.п., так что, за эти малозначащие действия его притягивать к административной ответственности? С этим тяжело согласиться. Полагаю, что за малозначительные действия можно ограничиваться проведением определенных воспитательных и профилактических мероприятий, в частности ограничиться устным замечанием.

Хотя в каких-то действиях могут усматриваться признаки правонарушения, при этом необходимо учитывать, то, что эти действия были совершены впервые, что лицо характеризуется положительно, что эти действия не нанесли вреда обществу, государству, что может свидетельствовать о возможности признания совершенного правонарушения малозначительным и воспитательных целей можно достичь без применения мер административного воздействия.

Увеличение количества закрытых по таким основаниям дел объясняется, прежде всего, увеличением (в погоне за показателями отчетности) количества необоснованно составленных протоколов за малозначительные правонарушения.

Учитывая изложенное, целесообразно внести в Закон Украины "О коррупции" дополнения, о том, что малозначительными правонарушениями являются такие действия, которые не представляют большой общественной опасности, не причинили существенного вреда общественным или государственным интересам, правам и свободам человека и гражданина.

При решении вопроса об освобождении правонарушителя от административной ответственности на основании малозначительности его проступка следует учитывать такой факт, как отсутствие у правонарушителя стойких антиобщественных намерений.

Кроме того, возможно в этом Законе следует установить нижнюю границу размера коррупционного деяния и четко отграничить коррупционное деяние от получения взятки.