Определения размера не облагаемого налогами минимума доходов граждан при квалификации преступлений

Верховный суд Украины относительно вопроса определения при квалификации преступлений и правонарушений с 1 января 2010 года размера не облагаемого налогами минимума доходов граждан обосновал его исходя из размера минимальной заработной платы, установленного с этой даты. Он установлен, как известно, в размере 869 гривен согласно закону Украины от 20 октября 2009 года «Об установлении прожиточного минимума и минимальной заработной платы». Это следует из ответа ВСУ № 2-18/0/2, датированного 20 января 2010 года, на письмо МВД Украины относительно квалификации похищения чужого имущества и определения размера, с которого за действия, содеянные с 1 января 2010 года, наступает административная и уголовная ответственность. Разъяснение было предоставлено с подписью первого заместителя Председателя Верховного суда Украины П.Пилипчука, а следовательно, имеет соответствующую юридическую силу.

При этом Верховный суд Украины обратил внимание на то, что соответственно части первой и третьей статьи 10 Закона Украины от 24 марта 1995 года «Об оплате труда» (в редакции от 25 июня 2009 года) размер минимальной заработной платы устанавливается Верховным Советом Украины. Но поскольку возникла коллизия между Законом Украины «О государственном бюджете Украины на 2010 год», что на день дачи ответа МВД Украины еще не был принят, Верховный Суд Украины исходил из того, что эта коллизия (между нормами статьи 55 Закона Украины «О государственном бюджете Украины на 2009 год» и статьи 2 Закона Украины от 20 октября 2009 года «Об установлении прожиточного минимума и минимальной заработной платы» относительно размера минимальной заработной платы по состоянию на 1 января 2010 года) может решаться, по мнению ВСУ, исходя из следующего:

- в части первой статьи 3 Уголовного кодекса Украины закреплен принцип, согласно которому законодательство Украины об уголовной ответственности составляет Уголовный кодекс Украины, который опирается на Конституцию Украины и общепризнанные принципы и нормы международного права;

- соответственно статьи 58 Конституции Украины, пункта 1 статьи 7 Конвенции О защите прав человека и основоположных свобод никого не может быть признано виновным в совершении криминального правонарушения на основании какого-либо действия или бездеятельности, которое на момент его совершения не являлось криминальным правонарушением в соответствии с национальным или международным правом.

С учетом этих положений для квалификации действий по статье 51 Кодекса Украины об административных правонарушениях или статье 185 Уголовного кодекса Украины на основании показателя размера минимальной заработной платы в 869 грн, установленного статьей 2 Закона Украины «Об установлении прожиточного минимума и минимальной заработной платы», то есть при признании мелким похищением чужого имущества на сумму, которая не превышает 86,9 грн, а уголовно наказуемым – похищение чужого имущества на сумму, которая превышает 86,9 грн, является более благоприятным для лица, по сравнению с расчетом, осуществленным на основании показателя, закрепленного в части первой статьи 55 Закона Украины «О государственном бюджете Украины на 2009 год». Таким образом, при минимальной заработной плате в 744 грн и признании мелким похищением чужого имущества на сумму, которая не превышает 74,4 грн, руководствоваться нужно нормой статьи 2 Закона Украины от 20 октября 2009 года «Об установлении прожиточного минимума и минимальной заработной платы».

Итак, мелким похищением чужого имущества, содеянным с 1 января 2010 года (ст.51 КУпАП), должно признаваться похищение имущества на сумму, которая не превышает 86 грн 90 коп., из расчета: (869 грн * 50):100 = 434,5 грн; 434,5 грн * 0,2 = 86,9 грн, а уголовно наказуемым похищением чужого имущества – похищение на сумму, превышающую 86 грн 90 коп.

Тем не менее приведенное разъяснение Верховного Суда Украины противоречит действующему законодательству относительно определения размера не облагаемого налогами минимума доходов граждан, который используется при квалификации преступлений и правонарушений, а также положениям Конституции Украины относительно действия законов во времени, правовым позициям Конституционного Суда Украины по вопросам относительно действия законов во времени и их обратной силы.

Во многих статьях Особой части УК отдельные обязательные признаки сформулированные в них (предусмотренные ними) составов преступлений определяются количественными показателями:

1) стоимость (размер в денежном выражении предметов преступлений) (например, стоимость имущества в статьях 185 – 191 УК, стоимость права на имущество в статьях 189, 190 или стоимость дел имущественного характера в ст. 189 УК, стоимость предметов контрабанды в статье 201, стоимость дисков для лазерных систем считывания, матриц, оснащения или сырье для их производства в ст.2031, сумма выручки в иностранной валюте от реализации на экспорт товаров (работ, услуг) либо стоимость товаров или других материальных ценностей, полученных от выручки в иностранной валюте, в ст.207, сумма бюджетных средств, которые являются предметом преступлений в статьях 210, 211, суммы налогов, сборов (обязательных платежей) в ст.212, сумма неуплаченных страховых взносов в ст.2121, стоимость взятки в ст.368);

2) размер причиненного материального (имущественного) вреда как обязательное следствие основного или квалифицированного составов отдельных преступлений (статьи 176, 177, 229, 185, 186, 1881 – 192, 194, 206, 218 -223, 265, 2651, 270, 289 и др.), размер значительного вреда, если он состоит в причинении материального ущерба в статьях 361 – 363 УК или размер существенного вреда, если он состоит в причинении материального ущерба (в статьях 364, 365 и 367 УК) или размер следствий, если они состоят в причинении материального ущерба, при признании их тяжелыми в статьях 354, 365 и 367 УК;

3) размер полученного лицом дохода от определенного вида деятельности (статьи 202, 203). Кроме того, в статье 1591 УК, которой он дополнен Законом от 23 февраля 2006 года, критерием определения размера финансовой (материальной) поддержки для осуществления избирательной кампании является минимальный размер заработной платы.

Законом «Об установлении прожиточного минимума и минимальной заработной платы» от 20 октября 2009 года № 1646-VI (Голос Украины.-2009. - 4 ноября) установлен такой размер минимальной заработной платы:

В соответствии с названным Законом размер минимальной заработной платы с 1 января 2010 года должен был бы составлять 869 гривен. Тем не менее следует учитывать положение Закона «Об оплате труда» от 24 марта 1995 года, в соответствии с ч.1 ст.10 которого размер минимальной заработной платы устанавливается Верховным Советом Украины по представлению Кабинета Министров Украины не реже одного раза в год в Законе о Государственном бюджете Украины и пересматривается в зависимости от изменения размера прожиточного минимума для трудоспособных лиц. Частью 3 статьи 10 этого Закона предусмотрено, что изменение размера минимальной заработной платы другими законами и нормативно-правовыми актами является действительным исключительно после внесения изменений в закон «О Государственном бюджете Украины» на соответствующий год. Законом от 6 ноября 2009 года № 1715-VI «О внесение изменений в Закон Украины о Государственном бюджете Украины на 2009 год» установлен размер минимальной заработной платы с 1 ноября 2009 года 744 гривны (Голос Украины.-2009. - 18 ноября). Поскольку Закон «О Государственном бюджете Украины на 2010 год» Верховным Советом Украины до 1 января 2010 года не был принят, по состоянию на 1 января 2010 г. размер минимальной заработной платы составлял 744 грн., следовательно не облагаемый налогами минимум доходов граждан при квалификации преступлений и административных правонарушений с 2 января 2010 года должен составлять 372 грн.

Статьей 53 Закона Украины «О Государственном бюджете Украины на 2010 год» от 27 апреля 2010 года № 2151-VI (Правительственный курьер.-2010. - 30 октября) на 2010 год установлена минимальная заработная плата в размере за один месяц:

В пункте І раздела VІІ „заключительных положений” Закона «О Государственном бюджете Украины на 2010 год» от 27 апреля 2010 года № 2154-VI указано, что этот Закон вступает в силу со дня его опубликования и применяется с 1 января 2010 года, кроме пунктов 47 и 50 статьи 6, статьи 9, пунктов 62-64 статьи 33, статей 62 и 82, пунктов 8-13 раздела VІІ „заключительные положения”, которые применяются со дня его опубликования. Таким образом, в соответствии с приведенными положениями с 1 января 2010 г. может применяться и статья 53 этого Закона, которой установлены размеры минимальной заработной платы.

Это положение противоречит статье 58 Конституции Украины относительно обратного действия законов во времени, разъяснениям Конституционного Суда Украины относительно официального толкования ст.58 Конституции и положений отдельных законов, которыми предоставлялось обратное действие отдельных их положений.

Размер минимальной заработной платы установленный в сумме 869 гривен, то есть размер не облагаемого налогами минимума доходов граждан при квалификации преступлений или административных правонарушений должен был бы составлять с 1 января по 31 декабря 2010 года половину указанной суммы, то есть 434,5 гривны. Тем не менее определенный Законом «О государственном бюджете Украины на 2010 год» увеличенный (повышенный) размер минимальной заработной платы с 1 января 2010 года до 869 гривен не влияет на размер не облагаемого налогами минимума, который может использоваться на протяжении 2010 года при квалификации преступлений или административных правонарушений, поскольку он принят и вступил в силу не до 1 января 2010 года, а поэтому в этой части положения ст.53 Закона Украины «О Государственном бюджете Украины на 2010 год» не имеют обратного действия во времени.

Согласно ст.58 Конституции Украины законы и прочие нормативно-правовые акты не имеют обратного действия во времени, кроме случаев, когда они смягчают или отменяют ответственность лица.

В решении Конституционного Суда Украины по делу по конституционному обращению Национального банка Украины относительно официального толкования положения части первой статьи 58 Конституции Украины (дело об обратном действии во времени законов и других нормативно-правовых актов) от 9 февраля 1999 года № 1-рп/99 отмечается, что в регулировании общественных отношений применяются различные способы действия во времени нормативно-правовых актов. Переход от одной формы регулирования общественных отношений к другой может осуществляться, в частности, немедленно (непосредственное действие), путем переходного периода (ультраактивная форма) и путем обратного действия (ретроактивная форма). По общепризнанному принципу права законы и прочие нормативно-правовые акты не имеют обратного действия во времени. Этот принцип закреплен в части первой статьи 58 Конституции Украины, согласно которой действие нормативно-правового акта во времени нужно понимать так, что оно начинается с момента вступления этого акта в силу и прекращается с утратой ним действия, то есть к событию, факту применяется тот закон или другой нормативно-правовой акт, во время действия которого они наступили или имели место. Конституция Украины, закрепив частью первой статьи 58 положение относительно недопустимости обратного действия во времени законов и других нормативно-правовых актов, вместе с тем предусматривает их обратное действие во времени в случаях, когда они смягчают или отменяют юридическую ответственность лица. То есть относительно юридической ответственности применяется новый закон или другой нормативно-правовой акт, который смягчает или отменяет ответственность лица за содеянное правонарушение во время действия нормативно-правового акта, которым определялось понятие правонарушения и ответственности за него. Ответственность возможна лишь при наличии в законе или другом нормативно-правовом акте определения правонарушения, за которое такая юридическая ответственность лица предусмотрена и что может реализовываться в форме принуждения со стороны уполномоченного государственного органа.

Закрепление принципа необратимости действия во времени законов и других нормативно-правовых актов служит гарантией безопасности человека и гражданина, доверия к государству. Исключение из этого конституционного принципа, то есть предоставление закону или другому нормативно-правовому акту обратной силы, предусмотрено частью первой статьи 58 Конституции Украины, возможно лишь тогда, когда законы или другие нормативно-правовые акты смягчают или отменяют ответственность лица.

При определении суммы размера вреда, причиненного совершением в разное время нескольких действий, если они содержат признак единого продолжаемого преступления, или их совершением в разное время, нужно исходить из разной суммы размера не облагаемого налогами размера доходов граждан. Так, при квалификации преступлений, объединенных единым преступным намерением и которые имеют признак единого продолжаемого преступления (см. ч.2 ст.32 УК), необходимо учитывать разъяснение Пленума Верховного Суда Украины, которое содержится в п.3 его постановления от 28 мая 2004 года № 9 О некоторых вопросах применения судами Украины административного и криминального законодательства в связи с вступлением в силу Закона Украины от 22 мая 2003 года «О налоге с доходов физических лиц». В соответствии с данным разъяснением надо исходить из количества не облагаемых налогами минимумов доходов граждан, высчитанных за каждый период в отдельности. То есть относительно действий, содеянных, например, до 1 января 2004 года, сумма не облагаемого налогами минимума, которая используется при квалификации действий (преступлений или административных правонарушений), будет составлять 17 грн,

с 1 января 2011 года и в последующие годы размер не облагаемого налогами минимума при квалификации преступлений и административных правонарушений будет равен половине размера минимальной заработной платы, установленной на 1 января соответствующего года. В частности, в 2010 году размер не облагаемого налогам минимума доходов граждан будет составлять 372,0 грн.

Что же касается квалификации действий, предусмотренных статьей 1591 УК, то размер финансовой (материальной) поддержки для осуществления избирательной кампании может определяться из того размера минимальной заработной платы, что действовал в момент совершения указанных действий.