ОПАЛЬНАЯ МОБИЛА

Покупая автомобиль, вы покупаете часы,
которые с бешеной скоростью отсчитывают
время вашей жизни.
(профессор Дан Крейнворт)

Недавно попалась интересная статья об исследованиях цитируемого выше профессора, о том каким опасностям мы подвергаемся, находясь в автомобиле. Особенно запомнилась история трагической смерти Айседоры Дункан, которая вовсе не испытывала страха перед машинами, напротив, катание на автомобиле стало для нее способом переживать стрессы.

"15 сентября 1927 года она решила прокатиться по вечерней Ницце. Она всегда заботилась о внешнем эффекте и нарочно повязала красный с желтым шелковый шарф: автомобиль - открытый "Бугатти-37" - мчался, и шарф развевался в воздухе, вытянувшись в тонкую длинную линию, параллельную дороге. Но вдруг машина, словно по собственной прихоти, сбавила ход. Затем автомобиль снова рванул вперед... Однако пары минут медленного хода хватило, чтобы шарфик безжизненно повис и его конец зацепился за спицу колеса. Нежный шелк, натянувшись, превратился в прочнейшую удавку - даме переломило позвоночник и порвало сонную артерию. Ее смерть была мгновенной, она даже не успела вскрикнуть. Шарф успел сто тридцать раз накрутиться на ось колеса, пока шофер не обернулся за какой-то надобностью к пассажирке и не увидел, что она мертва..."

В наше время - иные реалии, но вопрос обеспечения безопасности дорожного движения будет оставаться актуальным во все времена.

В России в соответствии с новыми правилами дорожного движения, водителю во время движения запрещается пользоваться средствами связи, держа мобильный телефон в руках (за исключением водителей оперативных транспортных средств во время исполнения ими неотложного служебного задания). Последнюю оговорку, видимо, надо понимать так, что оперативники "во время исполнения задания" в любом случае представляют собой опасность для окружающих - пользуются они мобилкой или нет, ну а задания у них, как известно, все только служебные и только неотложные.

В отличие от России, у нас по поводу мобилок пока существуют совершенно четкие разъяснения Заместителя начальника УГАИ, начальника НИЦ БДД МВД Украины г-на С.ЛЕВЧЕНКО, которые он дал в письме № 45/535 от 27.07.2000 г., их стоит процитировать:

"В отношении пользования мобильным (сотовым, радио-) телефоном информируем, что согласно действующему законодательству разговаривать по телефону водителю во время движения не запрещается, если это не создает опасности для движения, а именно не заставляет других участников дорожного движения изменять направление движения или тормозить.

В случае создания аварийной ситуации водителем, который одновременно разговаривал по телефону, работники ГАИ должны прекратить правонарушение и привлечь виновного к ответственности по ч. 2 ст. 122-1 КоАП Украины".

Необходимо отметить, что эти разъяснения разъясняют далеко не все. Разговаривать по мобилке за рулем вроде бы пока и разрешают. Но каким образом можно оценить и установить - а создается ли разговаривающим по мобилке водителем опасность для движения, да еще такая, которая заставляет других изменять направление и тормозить? К тому же понятия "опасность для движения" и "аварийная ситуация" не совсем тождественны... Интересно как работник ГАИ будет "прекращать" созданную заболтавшимся водителем аварийную ситуацию? Молниеносно бросаться под колеса и тормозить своим телом? И при чем здесь ч.2 ст.122-1 КоАП Украины, предусматривающая штраф от 34 до 68 грн., которая вообще-то была "придумана" для рокеров, полюбивших рассекать просторы наших улиц целыми стаями? В этой статье ничего не говорится о том, что существует такое правонарушение, как разговор по телефону за рулем.

Тем не менее, скорее всего, что это нововведение, вслед за Россией, позаимствует и Украина, это - международный опыт и практика, так складываются реалии сегодняшнего дня. Бум "мобильной телефонизации" пришелся на последние 2-3 года, а проведенные за границей исследования показали, что отвлечение водителя, а тем более управление одной рукой негативно влияет на безопасность дорожного движения и равносильно управлению автомобиля в состоянии алкогольного опьянения.

Мне всегда нравилась всемерная забота ГАИ о неуклонном повышении безопасности движения. Однако такая мера ответственности водителя за эту самую безопасность, как "символический" штраф за разговор по мобильному телефону во время езды, да еще при условии создания аварийной ситуации, вряд ли урезонит "крутых" братков, "чисто" пацанов и других "реальных" новых соотечественников. Штраф, примерно эквивалентный нескольким минутам разговора по большинству тарифов, для крутых водил - это не деньги и уж конечно не повод ограничивать себя в ведении привычных "базаров" за рулем.

Но что же тогда? В чем тайный смысл введения таких запретов? Представляется, что аспектов, в т.ч. и правовых, тут несколько.

У ГАИ появится дополнительный повод остановить вашу машину. Штраф - не штраф, но слово за слово, а ну как еще что-нибудь найдется: "запашок" от вас почуется, или документы не в порядке, или номера колес в розыске... Ведь в свете последних изменений законодательства, у инспекторов остается все меньше поводов остановить ваш автомобиль. Кроме этого, инспектору необходимо учитывать перспективу судебного разбирательства по поводу нарушения ПДД, так что теперь не особо-то и "разгонишься"...

Вот и получится - человек с мобилкой у уха - стоп машина, и, как любил говаривать мой начальник кафедры криминалистики, "иди сюда, как ты похудел...".

Однако тут есть своя тонкость. В правилах прописывается: пользование мобильным телефоном, не оборудованным специальным устройством (кстати, а каким именно?), во время движения не допускается, и нарушение штрафуется.

Ну и представьте себе: останавливает меня добрый инспектор, я подъезжаю к нему, телефон, естественно, выключаю. Дальше - как с ремнем безопасности: "Как не пристегнут? Только что отстегнул, чтобы достать для вас свои документы!"

Каковы действия инспектора в случае моих искренних "непоняток"? Как инспектор может доказать, что я именно пользовался телефоном во время езды, а не, скажем, просто почесал ухо антенной? За что штраф? Или мне вообще, в принципе, надо запретить в своей машине вынимать мобилку? Даже в выключенном состоянии? Или держать телефон в руке? А вдруг я захотел время посмотреть на экране мобилки, а бдительный охранник дорожных правил тут как тут?

Ага, значит, единственным критерием может быть наличие или отсутствие у меня некоего "специального устройства"? А показать наушник от моего MP3-плеера - как, подойдет? Или инспектор будет проверять его наличие в моем ухе? Все наушники, кстати, похожи с виду, как и все эти "устройства".

Что должно признаваться нарушением? Что собственно нельзя? Держать в руке посторонний предмет вместо руля? Так это - бред. А пить во время управления транспортным средством разрешается? Ну, банку "Кока-колы" можно в руке держать? Или нет?

Итак, скорее всего, по мысли стражей нашей с вами безопасности, вредным и подлежащим штрафу должно быть признано "пользование" телефоном-трубкой именно в качестве переговорного устройства. То есть - если у вас есть предмет под названием "hands free", позволяющий говорить и при этом рулить обеими руками, - ваше право пользоваться телефоном. А нету - пройдите в кассу и, как пел Кот Базилио, "не прячьте ваши денежки по банкам и углам, несите ваши денежки..."

Похоже ГАИшники всех стран и народов решили, что водителя отвлекает во время вождения не содержание разговора, а прикладывание к уху мобилки. Хм... Ну представьте, а если мне через громкую связь рассказывают, что у меня только что загородный дом сгорел или, например, жену недавно видели в мужской бане в окружении абсолютно голых моих коллег по работе? Да мало ли что... То есть, прикладывай тогда трубу к уху или ори "на всю ивановскую" по громкой связи, для безопасности движения в таком состоянии я все одно - угроза. В этот, самый трагический момент жизни, меня тормозит "продавец полосатых палочек", и что? Дай ему штраф? А теперь уже - будь любезен прокатись в сберкассу, да еще и не во всякую? Представляю себе, чего наслушаются и так пользующиеся всенародной популярностью дорожные инспекторы за подобную бдительность...

Но будет в этом нововведении, как мне кажется, единственное конструктивное и рациональное зерно. Это будет продвижением на наш еще не шибко избалованный рынок тех самых устройств, освобождающих наши руки для более цепкого соединения с рулем. А может все проще - кто-то лоббирует производство подобных аппаратов? Однако приходится признать, что для подобной деятельности у автоинспекции вряд ли найдутся достаточные "интеллектуальные" силы. А вот у производителей и продавцов столь технологичной продукции - найдутся наверняка, да и "сочувствующие" в парламенте тоже наверняка найдутся...

А ГАИшникам будет очень заманчиво несколько компенсировать "убыль" в правах и "прибыль" в обязанностях. Да еще идти, так сказать, в ногу со временем, признать новые технологии сферой и своих интересов тоже. Раньше ведь как? Говоришь по мобильному, тормозят - пожалуйте, разрешение... А как отменили это, что ж - совсем инспекторам одичать? На мобилку глаза закрыть, на такую лакомую? Нет, не согласятся ГАИшники свои "наработки" за так отдавать...

Но вот с правовой точки зрения имеется незадача: как все-таки будет тот инспектор, что меня остановит, доказывать факт "пользования" телефоном в машине и что включит в это понятие, какова будет семантика фразы "использовал без специального устройства"? Чует мое сердце, что в случае, если других нарушений у меня нет, пойдет инспектор далеко и надолго - искать иной правды. Ведь теперь мы чуть-что - сразу в суд, а там ГАИшник со своим словарным запасом шансов мало будет иметь...

Мне скажут - ну а что, жалко тридцать гривен за шнур с наушником? Нет, отвечу, совершенно не жалко. Хотя не исключу, что кому-то и эти деньги покажутся не лишними.

Но законы должны быть понятны всем. Незнание их не освобождает от ответственности, так? А непонимание? Хотя бы должно быть разъяснение, отчего и почему с бутылкой "Пепси" в руке ездить можно, а с "Моторолкой" - нет, она же в три раза меньше...

А так вот, по умолчанию - нет, не понимаю. Может, примут наши законодатели к сведению это непонимание, прежде чем "рубанут с плеча"?