НАБЛЮДАТЕЛЬНЫЙ СОВЕТ И РЕВИЗИОННАЯ КОМИССИЯ В АКЦИОНЕРНОМ ОБЩЕСТВЕ

В соответствии с ч.1 ст.41 Закона Украины "О хозяйственных обществах" (далее - Закон) высшим органом акционерного

общества является общее собрание акционеров общества.

То есть самые глобальные вопросы функционирования общества решаются общим собранием, кроме того, к компетенции

общего собрания согласно п."в" ст.41 Закона отнесены избрание и отзыв членов наблюдательного совета акционерного

общества; а п."г" ст. 41 Закона - избрание и отзыв членов исполнительного органа и ревизионной комиссии.

В ст.46 Закона установлены общие основы функционирования наблюдательного совета общества. Кроме того, в ч.6 этой же

статьи установлено, что члены совета акционерного общества (наблюдательного совета) не могут быть членами

исполнительного органа и ревизионной комиссии.

Итак, законодатель прямо предусмотрел не только размежевание по функциям и полномочиям, но и по непосредственному

участию в этих органах (наблюдательному совету и ревизионной комиссии).

Наблюдательный совет создается с целью представительства интересов акционерного общества в период между проведением

общего собрания акционеров и в пределах компетенции, определенной уставом, контролирует и регулирует деятельность

правления.

С целью защиты, представительства и, наверное, демократичности существования общества к участию в работе совета

допускаются представители профсоюзного органа или другого уполномоченного трудовым коллективом органа, который

подписал от лица трудового коллектива коллективный договор.

Представители профсоюзного органа или Совета трудового коллектива имеют право совещательного голоса.

В Законе указано, что представители трудового коллектива принимают участие в работе наблюдательного совета. Хотя,

законодатель предусматривает обязательность такого участия, однако санкции за нарушение состава наблюдательного

совета общества ни Закон, ни другие нормативно-правовые акты не содержат.

Тем не менее, непосредственно существование совета общества является обязательным лишь при условии, что в

акционерном обществе насчитывается свыше 50 акционеров.

Стоит отметить, что создание наблюдательного совета и при значительно меньшем количестве акционеров является

целесообразным, поскольку требования и решение совета является весомым аргументом для правления акционерного

общества.

Весьма интересным является предостережение, которое содержится в ч.4 ст.46 Закона, а именно: "Уставом акционерного

общества или по решению общего собрания акционеров на совет акционерного общества (наблюдательный совет) может быть

возложено выполнение отдельных функций, которые принадлежат к компетенции общего собрания".

К исключительным полномочиям общего собрания акционеров согласно ст.41 Закона относятся:

* пункт "б": внесение изменений в устав;

* пункт "д": утверждение годовых результатов деятельности акционерного общества, включая его дочерние предприятия,

утверждение отчетов и выводов ревизионной комиссии, порядка распределения прибыли, срока и порядка выплаты части

прибыли (дивидендов), определение порядка покрытия убытков;

* пункт "е": создание, реорганизация и ликвидация дочерних предприятий, филиалов и представительств, утверждение их

уставов и положений;

* пункт "ї": принятие решения о прекращении деятельности общества, назначение ликвидационной комиссии, утверждение

ликвидационного баланса.

Итак, кроме вышеуказанных исключительных полномочий, которые относятся к компетенции общего собрания, к категории

отдельных функций, которые могут полагаться на наблюдательный совет акционерного общества фактически можно отнести

любые другие, установленные статьей 41 Закона. Это дает возможность прямого влияния на хозяйственную деятельность

акционерного общества путем участия в совете общества.

Такой механизм является довольно простой возможностью принимать участие в управлении субъектами хозяйствования для

определенной категории украинских граждан, например, государственных служащих, народных избранников и т.п.

С целью избежания такого возможного своевольного влияния наблюдательного совета предлагается четко определить

перечень его полномочий в уставе акционерного общества или в отдельном положении о наблюдательном совете. Такое

положение должно быть одобрено простым большинством голосов акционеров.

Совсем другим по своей функциональной сущности является орган, на который возложены полномочия относительно контроля

за финансово-хозяйственной деятельностью правления акционерного общества - ревизионная комиссия.

Членами ревизионной комиссии не могут быть члены правления, наблюдательного совета и прочие должностные лица,

функция контроля за деятельностью общества предоставляется лишь непосредственным участникам общества - акционерам.

По аналогии с наблюдательным советом порядок деятельности и количественный состав комиссии определяется уставом

общества или отдельным положением, утвержденным простым большинством голосов акционеров на общем собрании.

В определенной мере можно говорить о подчиненности ревизионной комиссии наблюдательному совету общества, поскольку:

во-первых, проверки финансово-хозяйственной деятельности общества должны осуществляться по поручению в том числе и

наблюдательного совета; во-вторых, ревизионная комиссия может отчитываться по результатам проверки и наблюдательному

совету.

К субъектам, которые имеют право требовать проведения проверки ревизионной комиссией, относятся также общее собрание

акционеров, акционеры, которые владеют в совокупности более как 10 процентами голосов. Кроме того, ревизионная

комиссия может самостоятельно инициировать проведение проверки финансово-хозяйственной деятельности.

Таким образом, наличие таких суровых полномочий превращает ревизионную комиссию в инструмент сдерживания правления

общества.

Закон предусматривает право ревизионной комиссии требовать все материалы, бухгалтерские или другие документы,

объяснения должностных лиц.

Поскольку Закон не предусматривает, санкции за невыполнение требований ревизионной комиссии, целесообразно четко

определить такие санкции в уставе или положении о ревизионной комиссии.

Особая национальная ментальность дает основания считать, что чем более жесткими будут такие санкции, тем более

действенным инструментом в борьбе со злоупотреблениями будет этот орган.

Законодатель, в отличие от наблюдательного совета, предусмотрел обязательность создания ревизионной комиссии. Это

усматривается из того, что ревизионная комиссия обязана составлять вывод по годовым отчетам и балансам. И без вывода

ревизионной комиссии общие собрание акционеров не может утверждать баланс.

Кроме того, в случае выявления злоупотреблений, содеянных должностными лицами или при возникновении угрозы

существенным интересам акционерного общества, ревизионная комиссия вправе требовать созыва внеочередного общего

собрания акционеров.

Подытоживая вышеизложенное, необходимо отметить, что правильность и гармоничность сотрудничества отдельных органов

акционерного общества прежде всего зависят от тех целей, которые ставят перед собой участники. Можно превратить

общество в организационно разрозненное, а можно смоделировать совокупность функций и полномочий отдельных органов

таким образом, чтобы они существовали, во-первых, во взаимосвязи, во-вторых, были взаимными рычагами противовеса

друг другу.