НОЧНОЙ ДРАЙВ

НОЧНОЙ ДРАЙВ

Продолжаем разговор о безопасном вождении автомобиля.

Движение ночью намного сложнее и опаснее, чем днем и требует от водителя определенных навыков и опыта. Ночная езда бывает достаточно сложной даже для опытных автомобилистов. А начинающие часто вообще едут «на ощупь». Чтобы чувствовать себя на темной дороге более уверенно и комфортно, надо помнить и неукоснительно соблюдать несколько простых правил.

Однако, прежде чем рассказать об особенностях ночной езды, нужно обязательно упомянуть и о еще одном времени суток – сумерках – времени, когда способность глаз распознавать объекты, заметно падает, а фары еще не могут освещать дорогу так, как ночью.

При движении в сумерках нужно обязательно включить ближний свет фар, а не габаритные огни, для того чтобы обозначить автомобиль на трассе, особенно, если ваша машина темного цвета. Ведь согласно статистике аварийности автомобили ярких цветов значительно реже попадают в ДТП, чем темные. При движении в сумерках включение света фар позволяет другим участникам движения значительно раньше увидеть движущееся транспортное средство и принять решения адекватные данной ситуации (отказаться от выполнения обгона, перехода дороги и т.п.). Во многих европейских странах для повышения безопасности движения даже приняты специальные нормы так называемого «сезонного» пользования световыми приборами - обязательного включения во время движения ближнего света фар в осенне-зимний период. А вот у нас это требование, которое Госавтоинспекция попыталась ввести пару лет назад, к сожалению, так и не прижилось.

Прежде всего, следует позаботиться о чистоте лобового стекла – как снаружи, так и изнутри. Грязное (запотевшее) стекло сильно бликует от света фар встречных машин, из-за чего видимость резко ухудшается. Поэтому стоит держать в бачке омывателя не просто воду, а специальную жидкость или незамерзающий раствор с моющими присадками. Следует также отрегулировать яркость освещения панели приборов. Она должна быть не тусклой, чтобы показания приборов легко читались, но и не раздражать своим светом глаза водителя.

На что обратить внимание. Перед началом поездки в темное время суток необходимо проверить исправность осветительных приборов и стеклоочистителей, вымыть осветительные приборы, стекла и зеркала заднего вида. Если имеется регулятор светового пучка фар вашего автомобиля, то нелишне подкорректировать положение фар в соответствии с загрузкой автомобиля. Чем тяжелее корма (несколько пассажиров на заднем диване, большой груз в багажнике), тем выше машина «задирает нос» и тем большую цифру надо выставить на регуляторе, чтобы ваши фары не слепили встречных автомобилистов.

При выезде с хорошо освещаемого участка нужно дать глазам в течение 1-2 минут привыкнуть к темноте. Помните, что ночью человек даже с хорошим зрением видит значительно хуже, чем днем. Причем в преклонном возрасте острота ночного зрения ухудшается, поэтому пожилым людям лучше не злоупотреблять поездками в темное время суток.

Обязательно включите ближний свет, даже если шоссе освещается фонарями, и запомните раз и навсегда – габаритные огни предназначены лишь для обозначения стоящего в темное время суток автомобиля. В дополнение к ближнему свету можно включить противотуманные фары. Встречных водителей они, как правило, не слепят, а вам помогут лучше видеть край обочины.

Безопасность вождения ночью значительно ухудшается, поскольку водитель может видеть и оценить обстановку только в зоне, освещенной светом фар. Из-за этого у него остается меньше времени для оценки ситуации, меньше места для маневра и для исправления ошибок. Главная из них - неверный выбор скорости движения в конкретной дорожной ситуации - плохой участок дороги, неблагоприятные погодные условия, недостаточная видимость и т.п.). Следует учесть, что скорость движения ночью должна быть такой, чтобы в случае необходимости можно было остановить автомобиль в пределах видимости, то есть остановочный путь не должен превышать расстояние, освещаемое светом фар. Ближний свет - 25-30 м, а дальний - 150 м и больше.

В городе. В первую очередь при ночной езде в городе нужно учитывать неправильную реакцию пешеходов на движущиеся автомобили. Многие из пеших участников дорожного движения считают, что водители так же хорошо их видят, как и они автомобиль. Однако это не так, ведь вовремя заметить человека, особенно при встречном разъезде в городском цикле очень сложно. При приближении к пешеходному переходу (особенно нерегулируемому) скорость должна быть такой, чтобы при неожиданном появлении на нем пешехода можно было успеть вовремя остановиться.

Важно помнить и о том, что на наших дорогах не всегда должным образом освещаются (и даже обозначаются) участки ремонта. Поэтому нужно внимательно следить за дорожными знаками и при проезде ремонтируемых участков принять все меры к обеспечению безопасности движения. Даже при движении по хорошо знакомому маршруту вас может поджидать неожиданный сюрприз - ремонтники могут разрыть проезжую часть, которая еще недавно была целой.

Обратите внимание, что большую опасность ночью представляют гужевые повозки и велосипедисты, большинство из которых не оборудованных специальными светоотражающими элементами. Особенно это актуально для сельских жителей, поэтому проезжая населенные пункты, следует снизить скорость движения и быть готовым к неожиданному появлению этих участников дорожного движения. Кроме того, следует помнить, что велосипедисты имеют очень неприятную и неистребимую «привычку» - объезжать только им видимое препятствие в тот момент, когда вы начинаете его обгонять, т.е. перед самым вашим носом. Поэтому обгоняйте велосипедистов, что называется «с запасом» – поближе к осевой линии.

Если же ночью возникла необходимость движения задним ходом, выполнить безопасно этот маневр иногда не так уж просто. Прежде всего, это касается водителей фургонов или автомобилей с тонированными стеклами, которые существенно ограничивают видимость. В таких случаях совершенно не лишним будет выйти из машины и проверить дорогу за ней, а еще лучше - прибегнуть к посторонней помощи.

На трассе. Напомним, что наиболее важным моментом при езде по загородным дорогам, является правильное пользование световыми приборами. Если нет встречных машин, рекомендуется двигаться с включенным дальним светом фар. Нужно помнить, что предписывает водительская этика: если машинам приходится разъезжаться в повороте, первым (и гораздо раньше) должен переключить дальний свет фар на ближний, водитель того транспортного средства, которое находится на внутренней полосе поворота. А при разъездах на спусках и подъемах, первым сделать это должен водитель автомобиля, едущего на спуск.

Догоняя кого-то, переключайтесь на ближний свет сразу, едва свет ваших фар отразится от катафотов переднего автомобиля. Когда поравняетесь с ним, опять можно включить дальний, а он, по идее, должен в этом момент оказать вам ответную любезность и переключиться на ближний...

При приближении встречного автомобиля дальний свет фар специалисты рекомендуют переключать на ближний на расстоянии 250 м друг от друга. Можно приучить себя убирать дальний свет в то мгновение, когда вам захочется, чтобы другой водитель тоже это сделал. Культурные водители в девяти таких случаях из десяти переходят на ближний, как только завидят один другого, причем синхронно, будто сговорившись. Невоспитанные – «упираются рогом» и слепят друг друга дальним светом до последней секунды, взаимно повышая риск ДТП.

В любом случае – с дальним или ближним светом мчится навстречу чужая машина, на какую-то долю секунды после разъезда с ней видимость вообще потеряется. Поэтому в момент встречи нелишне держаться как можно правее, чтобы уменьшить вероятность случайного столкновения. Еще на заметку – если свет ваших фар вдруг перестал отражаться от предметов на дороге и как бы проваливается в черную дыру, будьте особенно внимательны. По все вероятности, вы приближаетесь к препятствию, поглощающему световые лучи, - например, к фуре или тракторному прицепу, стоящему без огней на проезжей части дороги. Даже если тревога окажется ложной, в такой ситуации лучше сбросить скорость и удвоить бдительность.

Поэтому перед переключением нужно внимательно рассмотреть правый край дороги впереди - нет ли там ямы, припаркованного автомобиля или другого препятствия. Если водитель встречной машины не переключил свет фар, попросите его об этом, мигнув несколько раз дальним светом. Если же он не выполнил вашей просьбы, не старайтесь отомстить ему, включением дальнего света фар. В этом случае ослепленным будете не только вы, но и встречный водитель, что намного повышает опасность возникновения аварийной ситуации. Хотя следует учесть, что существуют так называемые всесезонные лампочки, имеющие большую мощность, поэтому при слишком ярком свете фар встречного автомобиля нельзя однозначно утверждать, что его водитель едет на дальнем свете. Помните, что при ослеплении нужно, не меняя полосы движения, включить аварийную световую сигнализацию, снизить скорость или остановиться.

Во время встречного разъезда так же желательно снизить скорость движения. Никогда не смотрите прямо на фары встречной машины, лучше обратите свой взгляд на правый край проезжей части, контролируя положение автомобиля на дороге, нормальное зрение быстрее восстановится. Важное условие - разъехаться со встречным транспортным средством на стабильном расстоянии, не смещаясь ни вправо, ни влево. Для этого при разъезде не нужно крутить руль.

Многие водители адаптируются к смене яркости освещения, прикрывая в момент разъезда один глаз. Прием достаточно эффективный, поскольку он позволяет после ослепления одного глаза, увидеть дорогу вторым, не ослепленным. Нужно сказать и о применении многими западными водителями специальных очков, позволяющих уменьшить последствия ослепления. Эти очки устроены таким образом, что зона активной видимости находится в виде светлой полосы посредине стекол. При встречном разъезде достаточно нижний край затемнения стекол держать в зоне прямого луча фар встречного автомобиля - и ослепления можно избежать.

При движении в колонне все водители автомобилей, едущих за лидером, должны ехать с включенным ближним светом фар, дабы не слепить впереди идущего водителя через зеркала заднего вида. Внимательно следите за безопасной дистанцией и при выполнении маневров, заранее предупреждайте попутчиков о ваших намерениях включением световых указателей (стоп-сигналов или «поворотников»). Также помните, что если на вашем автомобиле включен задний противотуманный фонарь, он может ослепить водителя, едущего за вами.

Немаловажным фактором, влияющим на безопасность ночной езды, является качественная дорожная разметка, которая помогает водителям хорошо ориентироваться. К сожалению, в большинстве своем разметка на наших дорогах, если и имеется, то находится в, мягко говоря, плохом состоянии, поэтому хочется еще раз напомнить о необходимости соблюдать безопасную скорость движения. Хотя все же справедливости ради нужно отметить, что кое-где начали наносить разметку специальной светоотражающей краской и ехать по такой дороге легко и удобно.

Обгон. Выполнение этого маневра ночью имеет свою особенность. Специалисты рекомендуют следующий порядок его проведения:

1) при приближении к обгоняемому автомобилю переключите дальний свет фар на ближний;

2) убедитесь, что дорожная обстановка позволяет выполнить опережение;

3) включите левый указатель поворота и перестройтесь на встречную полосу движения (при этом можно дополнительно предупредить водителя обгоняемого автомобиля о вашем маневре, мигнув ему несколько раз дальним светом фар);

4) поравнявшись с обгоняемой машиной, включите дальний свет фар (так вы не ослепите обгоняемого водителя, а вам будет дальше и лучше видно дорогу впереди);

5) перед перестроением обратно в свой ряд включите правый указатель поворота;

6)перестраиваться можно только после того, как в зеркале заднего вида увидите обгоняемый автомобиль.

Кроме того, следует помнить, что, если вы оказались в роли обгоняемого, вам следует переключить дальний свет на ближний, после того, как обгоняющий автомобиль занял место на дороге перед вами.

В завершении хочется упомянуть, что поскольку движение ночью намного сложнее и опаснее, чем днем, старайтесь совершать свои поездки, особенно на дальние расстояния, в светлое время суток. Постигать особенности ночной езды нужно постепенно, пока вы не обретете нужных и достаточных навыков безопасного управления.