О ПОРЯДКЕ И УСЛОВИЯХ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОВЕРОК КОНТРОЛИРУЮЩИМИ ОРГАНАМИ
23 июля 1998 года Президентом Украины, с целью уменьшения вмешательства государственных органов в предпринимательскую деятельность, был издан Указ № 817/98 "О некоторых мерах по дерегулированию предпринимательской деятельности", в который Указом от 30 апреля 1999 года № 462/99 были внесены изменения и дополнения (далее Указ). О важности и необходимости такого документа говорили не только предприниматели. И это понятно, поскольку работать в условиях перманентной проверки различными контролирующими органами, в диапазоне от налоговой инспекции до пожарной охраны, достаточно проблематично.
Указом же было установлено, что органы исполнительной власти, уполномоченные от имени государства осуществлять проверку финансово-хозяйственной деятельности субъектов предпринимательства, могут делать это только в плановом и внеплановом порядке. При этом под плановой понимается проверка финансово-хозяйственной деятельности, предусмотренная планом работы контролирующего органа и проводящаяся по местонахождению субъекта предпринимательской деятельности или месте нахождения субъекта собственности, в отношении которого она производится. Она проводится по совокупным показателям финансово-хозяйственной деятельности субъекта предпринимательства по письменному решению руководителя соответствующего контролирующего органа не чаще одного раза в календарный год, в пределах компетенции соответствующего контролирующего органа. В этой связи сразу необходимо уточнить, что открытые в соответствии со статьей 8 Закона Украины "О предпринимательстве" от 7 февраля 1991 года № 698-ХII с последующими изменениями и дополнениями, филиалы (отделения), представительства без создания юридического лица не являются субъектом предпринимательства и не могут проверяться в плановом порядке отдельно от субъекта, их создавшего.
Кроме того, Указом запрещено проведение плановых проверок по отдельным видам обязательств перед бюджетами, за исключением обязательств по бюджетным займам и кредитам, гарантированным бюджетными средствами. Право на проведение плановой проверки субъекта предпринимательства возникает у контролирующего органа только в случае уведомления в письменном виде субъекта предпринимательства за 10 дней до ее начала с указанием даты проверки. Это может означать, что в случае, если субъект предпринимательства своевременно не уведомлен, то контролирующий орган может быть не допущен для проведения проверки. В этом случае Государственной налоговой службой, Государственным комитетом по контролю над ценами, не могут применяться санкции, предусмотренные пункте 5 статьи 11 Закона Украины "О государственной налоговой службе в Украине".
Однако это правило распространяется только на условия проведения плановых проверок. Что же касается проверок вне плана, то само название говорит о том, как они могут осуществляться. Вместе с тем, Указом предусмотрены условия, при которых может быть проведена внеплановая проверка:
- вследствие проведения встречных проверок установлены факты, которые свидетельствуют о нарушении субъектом предпринимательской деятельности норм законодательства;
- субъектом предпринимательской деятельности своевременно не поданы документы обязательной отчетности;
- установлено недостоверность данных, указанных в документах обязательной отчетности;
- субъект предпринимательской деятельности в установленном порядке подал жалобу о нарушении законодательства должностными лицами контролирующего органа во время проведения плановой или внеплановой проверки;
- в случае возникновения необходимости проверки данных в отношении лица, которое имело правовые отношения с субъектом предпринимательской деятельности, если последним не даны объяснения и не представлены документальные подтверждения на письменный запрос контролирующего органа в течение 3 дней со дня получения запроса1;
- проведение ликвидации (реорганизации) предприятия;
- на основании решения кабинета Министров Украины.
Хотя этот перечень достаточно широк и, как показывает дальнейший анализ Указа, совсем не является исчерпывающим, однако это уже некоторые пределы, позволяющие ограничивать поле деятельности контролирующих органов. Что же касается иных возможностей повторно проверить один и тот же субъект предпринимательства, то в соответствии с п. 4 Указа, вышестоящий контролирующий орган может по собственной инициативе проверить достоверность выводов нижестоящего только на основании документов обязательной отчетности субъекта предпринимательства или выводов акта проверки нижестоящего органа. Однако в том случае, когда в отношении работников, проводивших проверку субъекта предпринимательства возбуждено уголовное дело или проводится служебное расследование, вышестоящий орган может принять решение о проведении повторной проверки. Государственная налоговая администрация Украины вправе принять решение о проведении повторной проверки в том случае, когда такое решение принято приказом за подписью ее председателя.
Таким образом, любая проверка, проводимая контролирующими органами, должна быть обоснована одним из указанных выше условий. Вместе с тем, согласно п. 2.1.3 приказа Государственной налоговой администрации Украины № 371 от 30 июля 1998 года "Об утверждении порядка периодичности проверок и проведения обследований производственных складских, торговых и других помещений" в ходе проведения документальных проверок у налогового органа может возникнуть необходимость проведения встречных проверок субъектов предпринимательской деятельности или граждан, с которыми проверяемый субъект предпринимательской деятельности имеет хозяйственные отношения, для установления правомерности ведения хозяйственной деятельности, правильности расчетов с бюджетом, соблюдения действующего налогового законодательства. В этом случае встречные проверки проводятся государственными налоговыми органами по мере возникновения необходимости в их проведении. Однако в этом случае проверка проводится не самим органом, проводящим проверку, а тем органом государственной налоговой службы, на территории которого находится субъект предпринимательства, проверяемый во встречном порядке. При этом проверяются только отдельные вопросы взаимодействия с субъектом предпринимательской деятельности, проверяемым в плановом порядке. Таким образом, получается, что если производится комплексная проверка субъекта предпринимательской деятельности, с которым вы состоите в хозяйственных отношениях, то и вас могут подвергнуть проверке. Однако такого основания для проведения внеплановой проверки Указом не предусмотрено, поэтому, в данном случае контролирующие органы могут лишь сверить отчетность в документах, касающихся взаимоотношений с проверяемым субъектом предпринимательской деятельности. Поэтому более правильно назвать ее сверкой, а не проверкой. И только в том случае, если при проведении этой сверки будет выявлено нарушение норм законодательства, может быть проведена внеплановая проверка. Однако опять же контролирующим органом того района, где зарегистрирован субъект предпринимательства.
КОНТРОЛИРУЮЩИЕ ОРГАНЫ, КОТОРЫЕ ИМЕЮТ ПРАВО
ПРОВОДИТЬ ПЛАНОВЫЕ И ВНЕПЛАНОВЫЕ ПРОВЕРКИ ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ- относительно уплаты налогов и сборов (обязательных платежей) в бюджеты и государственные целевые фонды, уплаты неналоговых платежей;
ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО КАЗНАЧЕЙСТВА, КОНТРОЛЬНО-РЕВИЗИОННОЙ, ГОСУДАРСТВЕННОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ (в пределах своих полномочий) - относительно бюджетных займов, займов и кредитов, гарантированных средствами бюджетов, целевого использования дотаций, субсидий иных бюджетных ассигнований, средств внебюджетных фондов, а также надлежащего исполнения государственных контрактов, авансированных за счет бюджетных средств;
ТАМОЖЕННЫЕ ОРГАНЫ
- относительно уплаты ввозной пошлины, акцизного сбора и налога на добавленную стоимость, которые уплачиваются в случае ввоза товаров на таможенную территорию Украины;
ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕНСИОННОГО ФОНДА - относительно уплаты сбора на обязательное государственное пенсионное страхование;
Указом также урегулирован ряд вопросов проведения внеплановых проверок и другими "наиболее активными" проверяющими органами. Так, установлено, что решения об изъятии документов первичного учета, остановка операций на счетах в учреждениях банков, иных финансово-кредитных учреждениях, а также запрещение отчуждения имущества субъекта предпринимательской деятельности в связи с нарушением налогового, бюджетного или валютного законодательства могут приниматься только органами государственной налоговой службы, а в случаях, установленных таможенным законодательством - органами государственной таможенной службы.
Внеплановые проверки соблюдения субъектами предпринимательской деятельности пожарной безопасности не производятся, если субъектом заключен договор страхования перед третьими лицами относительно возмещения последствий возможного вреда.
Основанием для проведения внеплановой проверки государственными органами по защите прав потребителей является жалоба потребителя (с указанием Ф.И.О., места жительства, номера паспорта, данных о товаре, при продаже которого были нарушены права) на нарушение проверяемым субъектом законодательства о защите прав потребителей.
Наиболее действенной мерой контроля за порядком и основаниями проведения проверок со стороны субъекта предпринимательства является ведение рекомендованного Указом журнала учета проведения проверок субъекта предпринимательства и его структурных подразделений представителями контролирующих органов (о необходимости ведения такого журнала "Бизнес" рекомендовал еще в №10 от 03.03.1998 года). В журнале отмечается дата проверки, ее цель, должность и фамилия проверяющего, который обязательно подписывает эти данные. Отказ представителя контролирующего органа от подписи в журнале является снованием для недопущения его к проведению проверки.
Постановлением Кабинета Министров Украины от 29 января 1999 года №112 "О порядке координации проведения плановых выездных проверок финансово-хозяйственной деятельности субъектов предпринимательской деятельности контролирующими органами" также установлено, что в случае невозможности проведения одновременной проверки всеми контролирующими органами (отсутствие условий для работы всех проверяющих, невозможность сотрудничества работников субъекта предпринимательства, который проверяется, одновременно со всеми проверяющими) проверки производятся в разные сроки, согласованные контролирующими органами с субъектом предпринимательства. В том случае, если планы-графики проведения выездных проверок не были согласованы с Государственной налоговой администрацией, субъект предпринимательской деятельности имеет право не допускать проверяющих на объект проверки.
Также необходимо отметить, что регулирование порядка и оснований проведения проверок контролирующими органами не распространяется на проверки, проводимые органами предварительного следствия, при расследовании уголовных дел и проведении предварительных проверок, регулируемых положениями Уголовно-процессуального кодекса Украины (далее УПК). Так, в соответствии со статьей 97 УПК, прокурор, следователь, орган дознания при необходимости проверить заявление о преступлении до возбуждения уголовного дела имеет право провести проверку путем отбора объяснений от граждан или должностных лиц или истребования необходимых документов. Могут проводиться такие проверки и в ходе расследования уголовных дел.
В заключении хочется отметить, что издание нормативных актов, регулирующих порядок, количество и основания проведения проверок, несомненно, помогут предпринимателю чувствовать себя более уверенно и спокойно, особенно когда законодательство перестанет быть настолько противоречивым, что в его точном соблюдении не придется сомневаться.
1 Проводятся только органами государственной налоговой и контрольно-ревизионной службы в пределах полномочий.