О ЗЕМЕЛЬНЫХ ПАЯХ ФЕРМЕРСКОГО ХОЗЯЙСТВА

О ЗЕМЕЛЬНЫХ ПАЯХ ФЕРМЕРСКОГО ХОЗЯЙСТВА

Некоторые вопросы, консультации по которым приходится готовить специально, могут представлять интерес для значительного круга читателей. Вот один из них.

ВОПРОС: Все члены фермерских хозяйств имеют право на бесплатную приватизацию среднего земельного пая их земель фермерских хозяйств. Однако, начальник управления земельных ресурсов отказывает членам фермерского хозяйства в бесплатной приватизации средних земельных паев из земель фермерского хозяйства, ссылаясь на ст.32 ч.2 Земельного Кодекса Украины. Но действие этой статьи не распространяется на граждан, которые получили земельные паи в бывшем КСП (тогда действовал Закон о КСП), на полученные в наследство паи, подаренные, купленные и т.д. Действие ст.32 ч.2 Земельного Кодекса касается только тех, кто получил пай только в фермерском хозяйстве. Ст.32 находится в разделе Земельного Кодекса, где речь идет о приватизации только фермерских земель и только членами фермерского хозяйства. Какое отношение к землям фермерского хозяйства имеют приобретенные права гражданином на земельные паи не из земель фермерских хозяйств? Правомерен ли отказ в приватизации?

ОТВЕТ: Основным законом, регулирующим земельные отношения в Украине, является Земельный Кодекс Украины (далее - ЗКУ) в редакции от 25.10.2001 г. № 2768-III, который вступил в силу 01.01.2002 г. Вопросы приватизации земли регулируются главами III и IV данного Кодекса.

Действительно, гражданам Украины, в том числе и членам фермерских хозяйств, предоставлено право на бесплатную передачу земельных участков, в случаях предусмотренных ч.3 ст.116 ЗКУ. Такими случаями являются:

а) приватизация земельных участков, находящихся в пользовании граждан;

б) получение земельных участков в результате приватизации государственного и коллективного сельскохозяйственного предприятия, учреждения и организации;

в) получение земельного участка из земель государственной и коммунальной собственности, в пределах норм бесплатной приватизации.

Проанализировав действующее законодательство, можно сделать вывод о том, что Законом предусмотрены некоторые ограничения по бесплатной передаче земельных участков в собственность граждан.

Ограничение первое: бесплатная передача земель в собственность граждан (приватизация) осуществляется в пределах установленных норм. Эти нормы касаются размера площади, которую можно приватизировать, видов целевого использования приватизированных участков и случаев, когда возможна приватизация (ст.121 и ст.116 ч.3 ЗКУ).

Ограничение второе: приватизация может производиться только один раз по каждому виду использования земельного участка (ст.116 ч.4 ЗКУ).

Ограничение третье: приватизации подлежат только земли, находящиеся в государственной и коммунальной собственности.

Согласно ст.116 ч.4 ЗКУ, передача земельных участков бесплатно в собственность граждан в пределах норм, определенных ЗКУ, проводится один раз по каждому виду использования.

Согласно ст.121 ЗКУ граждане Украины имеют право на бесплатную передачу им земельных участков из земель государственной или коммунальной собственности в следующих размерах: а) для ведения фермерского хозяйства - в размере земельной доли (пая), определенной для членов сельскохозяйственных предприятий, расположенных на территории сельского, поселкового, городского совета, где находится фермерское хозяйство.

Ст. 121 ЗКУ устанавливает не только размер земельного участка при его приватизации, но и вид использования, с целью которого проводится приватизация. Таких видов использования земельных участков в данной статье приведено шесть, в том числе и для ведения фермерского хозяйства.

Согласно ст.31 ЗКУ, земли фермерских хозяйств могут состоять из: а) земельного участка, принадлежащего на праве собственности фермерскому хозяйству, как юридическому лицу; б) земельных участков, принадлежащих гражданам членам фермерского хозяйства на праве частной собственности; в) земельного участка, используемого фермерским хозяйством на условиях аренды.

Из смысла норм ЗКУ следует, что приватизации подлежат только земли, находящиеся в государственной или коммунальной собственности, но никак не земли, принадлежащие фермерским хозяйствам.

Таким образом, приватизация фермерских земель законом не предусмотрена. В Законе говорится о приватизации земельных участков членами фермерских хозяйств, но нигде не сказано, о том, что члены фермерского хозяйства могут приватизировать земли фермерского хозяйства. Более того, в ч.2 ст.31 ЗКУ прямо сказано, что члены фермерского хозяйства имеют право на получение бесплатно в собственность из земель государственной или коммунальной собственности земельных участков в размере земельной доли (пая).

Правовое значение имеет вид использования земельного участка, с целью которого он приватизируется. Это означает, что, если члены фермерского хозяйства "Нива" ранее уже приватизировали земельные участки с целью ведения фермерского хозяйства, то повторная приватизация земли для тех же целей недопустима.

Если же приватизация была осуществлена, но с какой либо иной целью, предусмотренной ст.121 ЗКУ, то можно ставить вопрос о новой приватизации, согласно ч.4 ст.116 ЗКУ, но не из земель фермерского хозяйства, а из земель государственной или коммунальной собственности.

Отказывая в приватизации и ссылаясь на ч.2 ст.32 ЗКУ начальник управления земельных ресурсов, возможно, имел ввиду, что членами фермерского хозяйства ранее уже были приватизированы земельные участки из числа земель государственной или коммунальной собственности, с целью ведения фермерского хозяйства. Если это не так, то отказ в приватизации не законен, и его можно обжаловать.

Для этого необходимо получить письменный отказ в проведении приватизации с указанием мотивов отказа. После этого написать жалобу на действия должностных лиц и обратиться с ней в суд по месту нахождения субъекта обжалования. Срок и порядок обращения граждан с такими жалобами регулируются Главой 31-А Гражданско-процессуального Кодекса Украины.