ОБ ОБЯЗАТЕЛЬНОСТИ РАЗЪЯСНЕНИЙ ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА

Письмо ты можешь не читать,
но исполнять его обязан.

Рассмотрение хозяйственных споров между юридическими лицами всегда, а в период развития капиталистических отношений особенно, имеет важное значение. Поэтому, орган, наделенный от имени государства полномочиями осуществлять защиту прав и интересов участников хозяйственных правоотношений, содействовать укреплению законности в сфере хозяйственных отношений, вносить предложения, направленные на усовершенствование правового регулирования хозяйственной деятельности, должен не только действовать в соответствии с принципами, дающими возможность осуществлять возложенные на него задачи, но и от имени государства проводить политику наиболее полной защиты прав участников хозяйственных отношений. В соответствии с действующим законодательством, таким органом является Высший арбитражный суд и нижестоящие арбитражные суды.

Из совокупности принципов, большинство из которых прямо закреплены в Конституции Украины, хочется обратить внимание на законность, независимость, равность всех участников перед законом и арбитражным судом, а также состязательность. Именно их практическое применение в повседневной деятельности, означает осуществление арбитражного производства в точном соблюдении с требованиями Конституции Украины, как основного закона и специального законодательства, регулирующего рассмотрение арбитражных споров. Не вдаваясь более в теоретические рассуждения о природе и воздействии выделенных нами принципов на осуществление арбитражного процесса, остановимся лишь на проблеме соотношения с ними различного рода разъяснений самого арбитражного суда в лице его высшего органа и выполнения нижестоящими судами требований так называемых письменных разъяснений, на примере известного читателям (см. "Бизнес" № 32 - 35) письма № 06 - 4/270 от 02.08.99 г. (далее Письмо), которым председателем Высшего арбитражного суда предложено нижестоящим судам приостанавливать производство по делам в случаях, когда предмет иска совпадает с объектом совершения преступления или предметом преступных посягательств и по такому факту возбуждено уголовное дело.

Так, ознакомление с Законом Украины "Об арбитражном суде" от 4 июня 1991 года N 1142-XII с последующими изменениями и дополнениями (далее Закон), показывает, что некоторые документы по своей форме хотя и не являются законами, однако также подлежат обязательному исполнению участниками арбитражной процедуры, что прямо закреплено Законом. При этом, документы эти могут быть как процессуальной, так и материальной направленности. В данном случае речь идет о разъяснениях Пленума Высшего арбитражного суда Украины1. Однако, помимо них, Высшим арбитражным судом издаются также разъяснения Президиума и информационные письма.

Законодательной базой для осуществления Высшим арбитражным судом Украины этой деятельности являются статьи 12, 16 и 18 Закона.

Так, в соответствии с п. 3 статьи 12 Закона, Высшему арбитражному суду предоставлены полномочия: