Операции на счетах налогоплательщиков могут быть остановлены

23 сентября 1998 года за № 593/3033 в Министерстве юстиции зарегистрировано "Положение об остановке операций налогоплательщиков на счетах в учреждениях банков, других финансово-кредитных учреждений", утвержденное приказом Государственной налоговой администрации Украины от 23 апреля 1998 года №191 (далее Положение). Необходимость разработки указанного документа была вызвана принятием Закона Украины "О внесении изменений в Закон Украины "О государственной налоговой службе в Украине"" от 5 февраля 1998 года N 83/98-ВР, которым в п. 5 статьи 11 было предусмотрено право органов государственной налоговой службы останавливать операции налогоплательщиков на счетах в учреждениях банков, иных финансово-кредитных учреждений, за исключением операций по уплате налогов, других платежей в случае:

  1. Отказа в проведении документальной проверки или недопущения должностных лиц органов государственной налоговой службы для обследования помещений, используемых для получения доходов или связанных с содержанием других объектов налогообложения независимо от их местонахождения, оборудования, электронно-кассовых аппаратов, компьютерных систем, применяемых для расчетов за наличность с потребителями, весокассовых комплексов, систем и средств штрихового кодирования.
  2. Непредставления органам государственной налоговой службы и их должностным лицам бухгалтерских отчетов, балансов, налоговых деклараций (расчетов), деклараций о валютных ценностях, отчетов о применении электронных конторольно-кассовых аппаратов, компьютерных систем и других документов, связанных с исчислением и уплатой налогов, других платежей.
  3. Не предъявления свидетельств о государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности, специальных разрешений (лицензий, патентов и др.) на ее осуществление, сертификатов соответствия электронных контрольно-кассовых аппаратов, компьютерных систем.
  4. Нарушением предприятием, учреждением, организацией, гражданином - субъектом предпринимательской деятельности установленного законом порядка регистрации в органе государственной налоговой службы как налогоплательщиков, отсутствия учета объектов налогообложения или если существует реальная угроза расходования средств либо отчуждения имущества, изъятие которых в установленном законом порядке является единственным способом возмещения убытков, причиненных государству в связи с неплатежеспособностью проверяемого юридического лица.

А также предоставление Указом Президента Украины "О мероприятиях по повышению ответственности за расчеты с бюджетами и государственными целевыми фондами" от 4 марта 1998 года №167/98 права органам государственной налоговой службы на шестой рабочий день принимать решение о прекращении операций по всем счетам (за исключением основного) плательщика налогов, кроме операций по направлению средств на основной счет, если таким плательщиком не была погашена налоговая задолженность в пятидневный срок со дня ее образования, а также в отношении дебиторской задолженности перед ним в сумме, которая не превышает налоговой задолженности плательщика налогов.

Естественно, предоставление таких широких полномочий налоговой службе было вызвано желанием исполнительной и законодательной властей дать в руки органу, призванному наполнять доходную часть бюджета в добровольно-принудительном порядке серьезный рычаг "убеждения" для неисполнительных плательщиков налогов. Однако, всем нам известно, куда выстлана дорога благими намерениями, а ряд предпринимателей прочувствовали это и на собственном горьком опыте. Это и не удивительно, поскольку Закон "О государственной налоговой службе в Украине" допускает определение действий налогоплательщиков, влекущих приостановление операций в банках в виде формулировок типа "...непредставления ... других документов, связанных с исчислением и уплатой налогов, других платежей" или " ...если существует реальная угроза расходования средств либо отчуждения имущества, изъятие которых в законном порядке является единственным способом возмещения убытков, причиненных государству..." Естественно и круг "других документов" и "реальность угрозы" и "единственность способа" определять приходится отнюдь не предпринимателю. Поэтому, предвидя возможность применения санкций в виде приостановления операций на счетах, необходимо иметь в виду следующее.

Во-первых, пришедший для проведения проверки работник налоговой службы является должностным лицом, которое исполняет служебные полномочия. Это значит, что предъявляемые им требования, не только должны в одностороннем порядке выполняться проверяемым, но, с другой стороны, не выходить за рамки полномочий проверяющего. То есть, соответствовать требованиям, которые установлены для проведения того или иного действия нормативными или иными актами. Тем более что самим Законом "О государственной налоговой службе" за ненадлежащее выполнение должностными лицами органов государственной налоговой службы своих обязанностей они привлекаются к дисциплинарной, административной, уголовной и материальной ответственности в соответствии с действующим законодательством.

Во-вторых, в соответствии с пунктом 4.2. Положения, распоряжение об остановке операций принимается органом государственной налоговой службы только по результатам рассмотрения акта проверки или служебной записки. При этом, на основании акта проверки, может быть принято решение о приостановлении операций на счетах только в случаях, предусмотренных в п.п. 1-3, а также - при отсутствии учета объектов налогообложения у плательщика налогов (п.п. 2.1-2.6, 2.8 Положения). Что же касается остановки операций плательщиков налогов в учреждениях банков за непредставление деклараций о валютных ценностях, то это решение может быть принято только на основании результатов проведения органами государственной налоговой службы документальной проверки, которой установлено, что плательщик налогов имеет в наличии валютные ценности, которые находятся за границей. На основании служебной записки может приниматься распоряжение об остановке операций в указанном выше п. 4, за исключением названного выше отсутствия учета объектов налогообложения (п.п. 2.7, 2.9) Положения. Служебная записка, свидетельствующая о наличии нарушений, предусмотренных названным выше Указом, должна быть составлена на основании данных учета, которые ведутся органами государственной налоговой службы.

В третьих, распоряжение, являющееся решением государственного органа, можно обжаловать в суд. В соответствии со сложившейся практикой, для всех субъектов предпринимательской деятельности, в том числе и физических лиц, установлен путь обжалования путем подачи иска о признании недействительным акта ненормативного характера и признанием его, не подлежащим исполнению, так как в настоящее время разъяснение Высшего Арбитражного суда, запрещавшее обращаться в суд только после обжалования неправомерных решений в вышестоящем порядке, отменено. Кроме того, право обратиться в суд за защитой конституционных прав и свобод гарантировано Конституцией Украины (ст. 8), которая установила, что нормы Конституции являются нормами прямого действия и имеют высшую юридическую силу. Статья же 55 Конституции предусматривает право каждого на обжалование в суд решений, действий и бездеятельности органов государственной власти и местного самоуправления. Что же касается приостановления действия обжалуемого распоряжения, то можно ходатайствовать об этом в порядке ст. ст. 66, 67 Арбитражного процессуального кодекса в виде мероприятий по обеспечению иска. В этом случае действие акта будет приостановлено до разрешения спорной ситуации судом. Исковое заявление о признании недействительным акта налоговой администрации будет облагаться государственной пошлиной в размере пяти необлагаемых налогом доходов граждан (85 гривен).

Если обратиться к основаниям, по которым может быть обжаловано рассматриваемое нами распоряжение, то это могут быть:

Поэтому, необходимо иметь в виду, что в акте проверки должно быть указано:

Распоряжения об остановке операций на счетах должно содержать:

Распоряжение о приостановлении операций подписывает начальник или в его отсутствие заместитель начальника государственной налоговой администрации. Согласно Положению, решение об отмене распоряжения принимается теми же лицами, после устранения плательщиком налогов нарушений, которые послужили основанием для его принятия.

Порядок вынесения распоряжения в себя включает следующее:

При исчислении сроков получения распоряжений необходимо учитывать, что для рекомендованного письма это дата, которая указывается на почтовом уведомлении или дата расписки, а для курьерской почты это дата, которая указана на копии, которая находится в органе налоговой службы.

Помимо изложенного необходимо отметить, что право прекращать операции субъектов предпринимательства на счетах в банках и иных финансово-кредитных учреждениях в случае отказа в проведении проверки или допуска работников для обследования производственных, складских и иных помещений, которые используются для изготовления, хранения и реализации сырья и товаров, а также в случае непредставления (или отказа в предоставлении) органам государственного контроля по ценам и их должностным лицам бухгалтерских отчетов, балансов, расчетов, деклараций и иных документов, связанных с установлением и применением цен, предоставлено и органам государственных инспекций по контроля по ценам. Поскольку же права, полномочия и ответственность органов Государственной инспекции по контролю над ценами также предусмотрены Законом Украины "О государственной налоговой службе в Украине", то и рассмотренный нами порядок в полной мере будет распространяться на эти органы.