Определение подсудности в первые дни действия нового кодекса

18 марта 2004 года Верховной Радой Украины был принят новый Гражданский процессуальный кодекс Украины (ГПК), согласно ч.1 Заключительных и переходных положений которого кодекс должен был вступать в силу 1 января 2005 года, но не раньше вступления в силу Административного процессуального кодекса Украины. Как и ожидалось 1 января 2005 г. указанный кодекс не вступил в действие, поскольку Административный процессуальный кодекс принят не был. Как нет его и сейчас, поскольку кодекс носит название "Кодекс административного судопроизводства Украины" (КАС).

Однако отличие в названии не порождает другого толкования. Согласно ч.1 Заключительных и переходных положений КАС он вступает в силу 1 сентября 2005 года, а потому одновременно вступит в силу и новый ГПК.

И хотя ГПК как и КАС даёт очень много места для раздумий и критики, эта публикация носит другой характер, и посвящена большей частью определению подсудности административных споров в первые дни действия нового Кодекса административного судопроизводства Украины.

Согласно ч.1 ст.4 КАС правосудие в административных делах осуществляется административными судами. Пунктом 1 ч.1 ст.3 КАС определено, что дело административной юрисдикции (далее - административное дело) - переданный для решения административным судом публично-правовой спор, в котором хотя бы одной из сторон является орган исполнительной власти, орган местного самоуправления, их должностное или служебное лицо или другой субъект, который осуществляет властные управленческие функции на основании законодательства, в том числе в меру выполнения делегированных полномочий.

Упрощенно: с 1 сентября 2005 г. спор, в котором одной из сторон является субъект государственного управления или местного самоуправления, подлежит рассмотрению в административном суде. И все было бы хорошо, однако государство снова опоздало и... не создало административного суда...

Но это уже настолько естественно, что даже было предусмотрено законодателем и ч.ч. 5 и 6 Заключительных и переходных положений КАС определяют, что до начала деятельности окружного административного суда подсудные ему дела решают в первой инстанции соответствующие местные общие суды, кроме административных дел, подведомственных хозяйственным судам согласно Хозяйственному процессуальному кодексу Украины, которые решаются соответствующим хозяйственным судом по правилам Кодекса административного судопроизводства Украины. При этом подсудность таких дел определяется Хозяйственным процессуальным кодексом Украины.

Таким образом, сформулировать правила определения подсудности в первые дни действия нового КАС можно следующим образом:

До начала деятельности окружного административного суда подсудные ему дела решают в первой инстанции соответствующие местные общие суды, кроме:

1) дел в спорах, которые возникают при заключении, изменении, расторжении и выполнении хозяйственных договоров и по другим основаниям, а также в спорах о признании недействительными актов по основаниям, указанных в законодательстве (сюда не включаются споры, которые возникают при согласовании стандартов и технических условий, споры об установлении цен на продукцию (товары), а также тарифов на услуги (выполнение работ), если эти цены и тарифы согласно законодательству не могут быть установлены по соглашению сторон; другие споры, решения которых согласно законов Украины, межгосударственных договоров и соглашений отнесено к ведению других органов);

2) дел о банкротстве;

3) дел по заявлениям органов Антимонопольного комитета Украины, Счетной палаты по вопросам, отнесенных законодательными актами к их компетенции.

И все...

Как видно исключений очень мало. Хозяйственные суды и дальше будут рассматривать споры о признании недействительными актов, а потому такие иски к органам Государственной налоговой службы пока останутся в их подсудности, однако, например, иски в порядке п.11 ст.10 Закона Украины "О государственной налоговой службе в Украине" уже будут рассматриваться общим судом. Можно искать и другие примеры политики двойных стандартов при применении нового кодекса, так что большинству хозяйствующих субъектов в ближайшем времени придется убедиться в компетентности и готовности судий общих судов решать хозяйственные, на сегодняшний день, споры.