ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ПОРЯДКА ЗАНЯТИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ
После внесения изменений в Закон Украины "О государственной налоговой службе в Украине" ни у кого не осталось сомнений, что служба эта свои права не только не уменьшила, но и некоторым образом расширила и укрепила. Закономерность этого процесса не вызывает особого удивления, ибо весь цивилизованный мир имеет мощные органы налогового контроля с большим набором всевозможных механизмов и прав для их осуществления. Однако у нас, в отличие от них, есть две беды, так метко подмеченные нашим соотечественником еще в прошлом веке, которые продолжают преследовать нас и по сей день. И если со второй, - неровностями покрытия дорог, помогают мириться качественные, опять же заморские, амортизаторы автомобилей, то с первой приходиться бороться каждому самостоятельно, выбирая свой путь.
Как показал последний опрос ("Бизнес" №8 от 2.03.98г.), лишь небольшая часть предпринимателей (всего 2%) прибегает к цивилизованному (то есть судебному) разрешению споров с налоговыми органами даже тогда, когда считают наложение взыскания необоснованным, другие (64%) улаживают проблемы с налоговыми органами путем "договоренности", либо, жалуясь по инстанции, и только 34% опрошенных платят беспрекословно. И это не удивительно, поскольку к квалифицированной юридической помощи привыкли далеко не все, а поэтому не верят в ее силу. Хотя согласно того же опроса те, кто обратился в суд, при повторном инциденте вновь намерены обратиться к услугам юристов. И все же есть ряд вопросов, в которых необходимо ориентироваться еще до обращения к юристам или друзьям, поскольку эти знания помогут хотя бы определиться к кому обращаться первому. Некоторые из этих вопросов мы и попытаемся рассмотреть.
Статьей 148-3 Уголовного кодекса Украины "Нарушение порядка занятия предпринимательской деятельностью", предусмотрена уголовная ответственность за занятие предпринимательской деятельностью без государственной регистрации либо без специального разрешения (лицензии), получение которой предусмотрено законодательством, если эти действия совершены на протяжении года после наложения административного взыскания за те же нарушения.
Таким образом, за данный вид нарушений, предусмотрена как административная, так и уголовная ответственность. Причем, уголовная ответственность наступает только после привлечения виновного лица к административной ответственности за те же действия в течение года. В связи с этим, поскольку в данном случае состав, как административного проступка, так и уголовного преступления будет иметь одну и ту же материальную сущность, рассмотрим прежде условия, при которых возможно привлечение лица к административной ответственности.
Так, согласно статьи 11 Закона Украины "О государственной налоговой службе Украины", право наложения штрафа в административном порядке за занятие предпринимательской деятельностью без государственной регистрации или без специального разрешения (лицензии) принадлежит органам государственной налоговой службы - в частности, согласно пункта 6 статьи 10 этого Закона, - государственной налоговой инспекции в районах городов и им приравненных. При этом размер налагаемого штрафа предусмотрен в пределах от трех до восьми необлагаемых налогом минимумов доходов граждан.
Кроме того, административная ответственность за аналогичные нарушения предусмотрена и статьей 164 КоАП. При этом административный кодекс в данной статье предусматривает также возможную конфискацию продукции, средств производства и сырья. Рассмотрение дела в этом случае подведомственно административной комиссии исполкома.
Однако, поскольку согласно пункта 3 Заключительных положений Закона Украины "О внесении изменений и дополнений в Закон Украины "О государственной налоговой службе в Украине" законодательные и другие нормативно-правовые акты, до внесения в них соответствующих изменений применяются в части, не противоречащей настоящему закону, то и руководствоваться необходимо законом "О государственной налоговой службе в Украине" (далее Закон). Тем более что, в статье 41 Конституции Украины указано, - конфискация имущества может быть применена исключительно по решению суда, а поскольку нормы Конституции являются нормами прямого действия, то положения статьи 164 КоАП о конфискации вообще неприменимы.
В то же время, порядок наложения административного взыскания Законом не определен и в этом случае необходимо руководствоваться общими правилами КоАП.
Согласно этих правил, взыскание за административное правонарушение налагается в пределах санкций, установленных нормативным актом, предусматривающим ответственность за совершенное правонарушение, в точном соответствии с кодексом об административных правонарушениях. Однако, как отмечено ранее, пределы эти достаточно размыты (от трех до восьми необлагаемых налогом минимумов доходов граждан). Поэтому, при наложении взыскания учитывается характер совершенного правонарушения, личность правонарушителя, степень его вины, материальное положение, а также обстоятельства смягчающие и отягчающие ответственность. Поскольку же перечень смягчающих ответственность обстоятельств, указанный в статье 34 КоАП не является исчерпывающим, то орган или должностное лицо, налагающее взыскание имеет право признать смягчающим обстоятельство не указанное в законодательстве и соответственно назначить сумму штрафа близкую к минимальному. Пока, конечно, размер штрафа, даже при максимальном взыскании не кажется очень большим, но ведь все течет, все изменяется и необлагаемый налогом минимум доходов в 17 гривен не вечен.
Кроме того, необходимо иметь в виду, что при совершении лицом нескольких административных проступков, дела о которых рассматриваются одним и тем же органом (должностным лицом), взыскание налагается в пределах санкции, установленной за более серьезное нарушение. Более серьезным будет признано нарушение с более высокой санкцией за него. Например, при противодействии гражданином должностному лицу органов государственной налоговой службы, выразившемся в недопущении в помещение, которое используется для занятия предпринимательской деятельностью без соответствующей регистрации и получения доходов, может налагаться штраф в размере от десяти до двадцати необлагаемых налогом минимумов доходов граждан. Таким образом, сумма штрафа может вырасти до 340 гривен. Однако необходимо иметь ввиду, что данный случай может иметь место тогда, когда вопрос о наложении взыскания за совершенные проступки рассматривается одновременно.
Административное взыскание может быть наложено не позднее двух месяцев со дня совершения правонарушения, а при длящемся правонарушении, как, например, при занятии предпринимательской деятельностью, - два месяца со дня его обнаружения. При этом истечение указанных сроков, исключает производство по делу об административном правонарушении в силу статьи 247 КоАП. То есть, в этом случае невозможно начать рассмотрение дела по существу, а начатое дело подлежит прекращению.
О совершении административного правонарушения, уполномоченным на то должностным лицом, в обязательном порядке составляется протокол, который должен содержать время и место совершения правонарушения, должность, Ф.И.О. лица, которое составило протокол, данные о личности правонарушителя, место, время совершения и суть административного правонарушения, нормативный акт, предусматривающий ответственность за данное правонарушение, Ф.И.О. свидетелей, если они имеются, пояснения правонарушителя, иные данные, необходимые для разрешения дела. Протокол подписывается лицом, его составившим и правонарушителем. В обязательном порядке при составлении протокола правонарушителю разъясняются права, предусмотренные статьей 268 КоАП, о чем делается соответствующая отметка. Необходимо отметить, что несоблюдение правил составления данного документа дают возможность в последующем оспаривать правомерность наложения и самого взыскания.
Итоговым документом, на основании которого налагается административное взыскание, является постановление по делу об административном правонарушении, которое обращается к немедленному исполнению. В то же время при определенных обстоятельствах исполнение постановления может быть отсрочено на срок до одного месяца. Если же по истечении трехмесячного срока постановление не было обращено к исполнению, оно не исполняется в связи с истечением сроков давности.
Порядок обжалования наложенного административного взыскания в виде штрафа предусмотрен как КоАП, так и специальным нормативным актом,- " Положением о порядке рассмотрения жалоб налогоплательщиков органами государственной налоговой службы ", утвержденном приказом Государственной налоговой администрации Украины 03.03.98 г. № 93 ("Бизнес" № 12 от 30.03.98 г.). В соответствии с действующими правилами, обжаловать постановление можно как в вышестоящий орган налоговой администрации, так и в суд, причем обратиться в суд можно или сразу или после обращения в вышестоящий орган налоговой администрации. Вопрос о том, куда обращаться лучше решается, естественно, каждым индивидуально в зависимости от целого ряда причин. Однако необходимо иметь в виду, что если несогласие с результатом рассмотрения жалобы вышестоящим органом налоговой администрации можно обжаловать еще более вышестоящему, то решение суда является окончательным и не подлежит даже кассационному обжалованию. Правда, его можно опротестовать в порядке надзора на общих условиях, то есть написать жалобу в вышестоящий суд (в данном случае это будет суд второй инстанции, - областной, или приравненный к нему суд).
При привлечении к уголовной ответственности за данный вид нарушений, может возникнуть вопрос и о том, с какой даты необходимо вести отсчет годичного срока привлечения к ответственности лица в административном порядке, поскольку в данном случае будет иметься:
- время совершения административного проступка;
- время его обнаружения;
- cоставление протокола о правонарушении;
- наложение взыскания;
- исполнение взыскания (дата уплаты штрафа).
Поскольку в статье 148-3 указано о годичном сроке со дня наложения административного взыскания, то и срок этот начнет течь со дня вынесения постановления о наложении штрафа уполномоченным на то лицом. Не изменится эта дата и в случае обжалования постановления в любом порядке, если оно после этого останется без изменений либо, если органом рассматривающим жалобу, будет принято решение об изменении суммы штрафа, поскольку подача жалобы лишь приостанавливает исполнение решения до проверки его законности и обоснованности. Естественно, если органом, рассматривающим жалобу, постановление о наложении штрафа будет отменено, срок начнет течь с момента вынесения нового решения.
Переходя к сути самого рассматриваемого нами нарушения, необходимо отметить, что порядок регистрации субъектов предпринимательской деятельности предусмотрен законом Украины " О предпринимательстве " от 7 февраля 1991 года № 698-ХII, с последующими изменениями и дополнениями. Так, статья 8 данного закона предусматривает, кем и в каком порядке проводится регистрация предприятия, какие для этого документы необходимы. Законом также установлено, что регистрация производится в срок не более пяти рабочих дней по заявочному принципу. Документом, подтверждающим государственную регистрацию субъекта предпринимательской деятельности, является свидетельство установленного образца с проставленным идентификационным кодом. Согласно этой же статьи, филиалы или представительства субъекта предпринимательства, при осуществлении своей деятельности в пределах устава, не требуют самостоятельной регистрации. Моментом, после которого необходимо считать регистрацию субъекта предпринимательства прекращенной, считается исключение его из Регистра субъектов предпринимательской деятельности. Производится эта операция органом государственной регистрации на основании заявления самого субъекта либо на основании решения суда. Таким образом, только после исключения субъкта из Регистра, его предпринимательская деятельность, если она будет продолжена, может считаться незаконной. Естественно, если регистрация вообще не производилась, предпринимательская деятельность будет незаконной с самого ее начала. Кроме того, необходимо считать незаконной деятельность, не предусмотренную уставом, поскольку при регистрации определенных организационно-правовых форм предпринимательства устав необходим, как документ, определяющий направления и сферы деятельности общества.
Тем же законом (статьей 4), предусмотрены виды деятельности, занятие которыми подлежит обязательному лицензированию. При этом необходимо иметь в виду, что перечень видов деятельности, подлежащих лицензированию, указанный в статье 4 является исчерпывающим и не подлежит расширительному толкованию. Кроме того, согласно статьи 3 Закона "О предпринимательстве", установление подлежащих лицензированию видов деятельности в других законодательных актах не допускается. Разрешение на занятие определенным видом предпринимательской деятельности (лицензию) выдает либо Кабинет Министров непосредственно, либо уполномоченный им орган.
Также необходимо иметь ввиду, что ответственности за занятие предпринимательской деятельностью без государственной регистрации либо без лицензии подлежат только те субъекты, которые занимаются этими видами деятельности именно в виде предпринимательства.
И в заключении отметим, что статьей 148-3 Уголовного кодекса предусмотрено наказание в виде штрафа до двухсот минимальных размеров заработной платы с лишением права занимать определенные должности либо заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет. Хотя в статье и не указан минимальный размер наказания, налагаемого в виде штрафа, однако в Уголовном кодексе (статья 32) предусмотрено, что данное наказание не может быть меньшим 10 минимальных заработных плат (с 1 января 1998 года минимальная заработная плата установлена в 45 гривен). Кроме того, за злостное уклонение лица от уплаты штрафа судом это наказание может быть заменено на исправительные работы без лишения свободы из расчета один месяц исправительных работ за 4 минимальных размера заработных плат. Применение дополнительного наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью в данной статье является обязательным и может быть не применено судом только при наличии исключительных обстоятельств по делу (статья 44 УК Украины). Применение этих дополнительных взысканий производится в зависимости от того лица, которое привлекается к ответственности. Например, за занятие предпринимательской деятельностью физического лица без государственной регистрации оно может быть по приговору суда лишено права заниматься этой деятельностью в течение периода, предусмотренного приговором, но не более того, что предусмотрен санкцией статьи (в данном случае на срок до трех лет).
В случае, когда к ответственности по данной статье будет привлекаться должностное лицо субъекта предпринимательства, оно может быть лишено права занимать определенные должности. Определение как видов деятельности, которыми может быть запрещено заниматься или должностей, которые запрещено занимать, будет решаться в каждом конкретном случае отдельно и зависеть от той деятельности, которой лицо занималось во время совершения преступления или должности, на которой было это преступление совершено. Хотя, лицо может быть лишено права заниматься предпринимательской деятельностью вообще как таковой.
Несмотря на кажущуюся простоту определения данного вида нарушений, несовершенство нашего законодательства делает его достаточно сложным как для выявления и доказывания, так и для совершения ошибки в его определении. Будем, все же, надеяться, что органы, на которые возложены обязательства по контролю за данной деятельностью будут настолько же профессиональны, насколько много им предоставлено полномочий.