ПОГАШЕНИЕ ЗАДОЛЖЕННОСТИ ЗА СЧЕТ ПРОПАВШИХ СБЕРЕЖЕНИЙ

Погашение задолженности за жилищно-коммунальные услуги за счет обесцененных денежных сбережений граждан остается весьма актуальной темой для многих наших сограждан.

29.07.2005 г. в соответствии со ст.39 Закона Украины "О Государственном бюджете Украины на 2005 год" (далее - Закон) Кабинет Министров Украины принял Постановление о мероприятиях по проведению в 2005 году расчетов по погашению обязательств государства по обесцененным денежными сбережениям граждан в учреждениях Сберегательного банка бывшего СССР путем погашения задолженности за жилищно-коммунальные услуги" № 664 (Далее - Постановление).

Напомним, что согласно ст.39 Закона в 2005 году расчеты по погашению обязательств государства по обесцененным денежным сбережениям граждан в учреждениях Сберегательного банка бывшего СССР и государственных ценных бумаг бывшего СССР осуществляются за счет соответствующей субвенции из государственного бюджета местным бюджетам путем погашения задолженности таких граждан, что образовалась по состоянию на 1 сентября 2004 года, за: потребленные электрическую и тепловую энергию, природный газ, твердое топливо, услуги водоснабжения и водоотвода, квартирную плату, в счет:

1) налогового долга прошлых лет, в том числе рассроченного, предприятий (структурных подразделений предприятий) жилищно-коммунального хозяйства, топливно-энергетического комплекса и других предприятий, которые предоставляют эти услуги, по видам налогов, определенным в п.24 ст.12 этого Закона (в п. 24 ст. 12 Закона указана налоговая задолженность прошлых лет и начисленные суммы налогов, которые возникли после проведения расчетов согласно ст.39 этого Закона жилищно-коммунальных предприятий, Национальной акционерной компании "Нефтегаз Украины" и предприятий топливно-энергетического комплекса по налогу на прибыль предприятий (кроме предприятий коммунальной собственности), налогу на добавленную стоимость, сбору за специальное водопользование и с рентной платы за транзитное транспортирование природного газа, которая направляется на расчеты по погашению обязательств государства по обесцененным денежным сбережениям граждан в учреждениях Сберегательного банка бывшего СССР и государственных ценных бумагах бывшего СССР);

2) части выручки от реализации природного газа в 2000 году, которая поступала как плата за транзит природного газа через территорию Украины, в объеме 6.000.000 тыс. гривен по уплате налогов и сборов (обязательных платежей) в Государственный бюджет Украины, а также пени, штрафных санкций, начисленных в связи с нарушением налогового законодательства;

3) возврата бюджетных займов и кредитов, предоставленных под гарантию Кабинета Министров Украины, в том числе путем перевода долга, и дополнительных налоговых обязательств предприятий, которые возникают в результате выполнения этой статьи.

Возможно, в выше приведено многовато сложных (в понимании языка) предложений, но дальше будет попроще.

Так, указанным Постановлением был утвержден Порядок проведения в 2005 году расчетов по погашению обязательств государства по обесцененным денежным сбережениям граждан в учреждениях Сберегательного банка бывшего СССР путем погашения задолженности за жилищно-коммунальные услуги (Далее - Порядок).

Таким образом, был определен механизм задекларированного в Законе погашения обязательств государства по обесцененным денежным сбережениям граждан, т.е. затраты на погашение обязательств государства предусмотрены в Государственном бюджете на 2005 год, а порядок осуществления указанных погашений установлен Кабинетом Министров Украины.

Интересным является то, что расчеты согласно Порядка, проводятся при условии отсутствия увеличения задолженности по плате за пользование жильем (квартирная плата) и за потребленные электрическую и тепловую энергию, природный газ, твердое топливо, услуги по водоснабжению и водоотводу (далее - жилищно-коммунальные услуги) на момент проведения расчетов по сравнению с состоянием на 01.09.2004 года.

Таким образом, возможность воспользоваться погашением обязательств государства по обесцененным сбережениям зависит от добропорядочности гражданина, а именно: он должен был платить за жилищно-коммунальные услуги хотя бы после 01.09.2004 года.

Однако, граждане, задолженность которых за жилищно-коммунальные услуги на момент проведения расчетов увеличилась сравнительно с состоянием на 01.09.2004 г., имеют право принимать участие в расчетах после погашения суммы увеличения задолженности. Конечно, такие погашения гражданин должен осуществить за собственный счет, т.е. "живыми" деньгами.

Поскольку "условность" является довольно простой и понятной, то отдельное внимание необходимо уделить самому механизму погашения задолженности.

Так, согласно Порядку инициатива по погашению задолженности принадлежит не гражданам-должникам, а предприятиям - поставщикам жилищно-коммунальных услуг. Согласно п.2 Порядка именно они направляют справку об объемах задолженности за жилищно-коммунальные услуги гражданину.

Интересным является также и абз.2 п.2 Порядка, согласно которому в случае отсутствия (недостаточности) у гражданина проиндексированных сбережений сумма задолженности может быть переведена на другого гражданина, который имеет проиндексированные обесцененные сбережения на компенсационном счете, на основании его письменного заявления, которое подается предприятию - поставщику жилищно-коммунальных услуг, которое выдает справку о задолженности.

Установлен и срок, в который гражданин, желающий погасить задолженность за жилищно-коммунальные услуги в счет погашения обязательств государства по обесцененным сбережениям, может подать полученную справку о задолженности. Последней датой для такого обращения является 15.11.2005 г., а подать справку необходимо в ОАО "Сбербанк" по местонахождению обесцененных сбережений.

Неопределенным является порядок обращения граждан, которые выполнили "условие" и сначала погасили "превышение" задолженности, поскольку им предприятие - поставщик жилищно-коммунальных услуг не обязано направлять справку о задолженности. Скорее всего, таким гражданам необходимо будет самостоятельно обратиться к поставщику жилищно-коммунальных услуг для получения справки.

На основании полученной справки соответствующее учреждение ОАО "Сбербанк" осуществляет списание проиндексированных обесцененных сбережений на компенсационном счете гражданина на сумму задолженности за жилищно-коммунальные услуги, указанную в справке о задолженности.

На списанную сумму учреждение ОАО "Сбербанк" выдает расчетный чек для погашения задолженности. В случае, если гражданин по любой причине не погасил задолженность, расчетный чек возвращается до 1 января 2006 г. учреждению ОАО "Сбербанк" для восстановления списанной суммы на компенсационном счете гражданина.

На основании представленного гражданином расчетного чека предприятие - поставщик жилищно-коммунальных услуг проводит списание задолженности на указанную в чеке сумму.

Кто-то скажет, что на первый взгляд, все чудесно, однако вопросов возникает немало... Кто, например, компенсирует предприятию - поставщику жилищно-коммунальных услуг списанную им сумму?

Тем не менее, как уже указывалось, в Законе предусмотрены затраты на такую компенсацию. Теперь рассмотрим механизм, согласно которого предприятию - поставщику жилищно-коммунальных услуг будет компенсирована списанная задолженность, а также попробуем проанализировать размер доступных средств, поскольку уже известна практика, согласно которой затраты предприятий не компенсировались из бюджета, а предприятия, в свою очередь, отказывались выполнять возложенные на них обязанности. Однако, есть надежда на положительный результат, поскольку в данном случае компенсационные средства являются доступными.

Теперь обо всем по порядку. Участниками данной программы являются не только граждане и предприятия - поставщики жилищно-коммунальных услуг, а и районные, районные в городе, городские постоянно действующие комиссии по организации и проведению расчетов.

Соответствующие комиссии принимают от поставщиков пакет документов, определенный в Порядке. Установлена также иерархия принятия соответствующих решений по документам. Однако, главное, что в конце концов Министерство финансов Украины определяет объемы соответствующей субвенции из государственного бюджета в определенный местный бюджет и принимает решение о перечислении сумм субвенции из государственного бюджета бюджету Автономной Республики Крым, областным бюджетам, бюджетам гг. Киева и Севастополя. Последние, в свою очередь, распределяют перечисленные суммы субвенции между бюджетами районов и городов областного (республиканского) значения.

Для проведения расчетов все предприятия - поставщики открывают счета в органах Государственного казначейства, а органы Государственного казначейства перечисляют средства на такие счета предприятий - поставщиков жилищно-коммунальных услуг.

Как уже указывалось, источник погашения задолженности определен. Простыми словами они состоят из налогового долга предприятий - поставщиков жилищно-коммунальных услуг и установленных бюджетных поступлений.

Поскольку бюджетные поступления являются определенным образом ограниченными, то интересным был также порядок списания задолженности за счет налогового долга поставщика. Однако, именно этот тип погашения совсем не отображен в Порядке. Будем надеяться на то, что данный способ погашения также будет урегулирован путем внесения изменений в Порядок или путем принятия других подзаконных нормативно-правовых актов.

Вообще, хочется подчеркнуть, что данное предложение относительно погашения обесцененных денежных сбережений граждан за счет их задолженности за жилищно-коммунальные услуги, а в связи с этим и уменьшения (погашения) налогового долга предприятий - поставщиков жилищно-коммунальных услуг, является достаточно честным компромиссом.