Порядок предоставления отсрочки или рассрочки для уплаты налогов или иных обязательных платежей

Государственная налоговая служба, в соответствии с п. 9 статьи 11 Закона Украины от 05.02.98 г. № 83/98-ВР "О внесении изменений к Закону Украины "О государственной налоговой службе в Украине" наделена правом предоставлять в пределах своих полномочий отсрочку или рассрочку уплаты налогов, иных платежей на условиях налогового кредита с учетом финансового состояния плательщика налогов. Для обеспечения этой деятельности Приказом Государственной налоговой администрации Украины № 172 от 8 апреля 1998 года утвержден Порядок предоставления органами государственной налоговой службы отсрочек и рассрочек уплаты налогов, иных обязательных платежей, который зарегистрирован в Министерстве юстиции Украины 23 апреля 1998 года за № 259/2699 (далее Порядок).

Есть ряд условий, которые необходимо иметь в виду, прежде чем принять решение об обращении за отсрочкой или рассрочкой налоговых платежей.

Первое, - под платежами, которые можно отсрочить или рассрочить, в данном случае имеются ввиду:

Второе, - отсрочка (рассрочка) не представляется на выплату подоходного налога из заработной платы и других доходов, поскольку его плательщиками являются граждане, а на предприятия, учреждения, организации или субъектов предпринимательской деятельности возложена только обязанность по исчислению, удержанию и перечислению в бюджет этого налога. В то же время, на насчитанные субъектам предпринимательской деятельности суммы пени за просрочку установленных сроков уплаты (перевода) подоходного налога, в том числе не удержанного или удержанного не полностью, она может представляться.

Третье. Поскольку отсрочка или рассрочка является налоговым кредитом, то за пользование им устанавливается плата в соответствии с законом. Однако законом данный момент пока не урегулирован, поэтому Государственной налоговой администрацией Украины этот размер установлен в размере 75% учетной ставки Национального банка Украины.

Четвертое. Отсрочка или рассрочка предоставляется в пределах налогового года, поэтому, в зависимости от периода, на который она необходима, нужно выбирать и время, когда за ней обращаться.

Кроме того, есть ряд моментов, которые могут склонить чашу весов в сторону получения отсрочки или рассрочки:

Если же все указанные условия вас устраивают, то обратившись в соответствующую налоговую администрацию или инспекцию с:

Вы можете ожидать результат в виде решения о предоставлении рассрочки (отсрочки), экземпляр которого направят Вам, либо отказа в письменной форме с обязательным указанием причин отказа, однако не ранее 10 дней с момента подачи документов. Естественно, что срок, который указан для получения ответа соблюдается не всегда и не только по вине налогового органа. Он может зависеть как от размера необходимого налогового кредита, так и от качества подготовки документов для его получения. Так, практика показывает, что в Государственной налоговой администрации Украины он может составлять до 30 дней.

ОРГАНЫ, ПРЕДОСТАВЛЯЮЩИЕ НАЛОГОВЫЕ КРЕДИТЫ

  1. Государственная налоговая администрация Украины без ограничения суммы.
  2. Государственная налоговая администрация в Автономной республике Крым, областях, городах Киеве и Севастополе, - не более 3 млн. грн.
  3. Государственные налоговые инспекции в городах с районным делением, городах без районного деления, районах в городах, межрайонных и объединенных государственных налоговых инспекциях на сумму до 30 тыс. гривен

Также необходимо отметить, что решение о предоставлении отсрочки (рассрочки) принимается только председателями государственных налоговых администраций и начальниками государственных налоговых инспекций и их заместителями.

Необходимо так же отметить, что кроме требований, установленных упомянутым выше Порядком, есть отдельные требования к подаваемым документам. Так, в письме Главной налоговой администрации Украины № 7141/10/20-0017 от 15.06.98 "О методических рекомендациях относительно проведения анализа финансового состояния предприятия должника при получении отсрочек (рассрочек)" кроме того, что анализ финансового состояния необходимо представлять за предыдущий отчетный период, указано на необходимость представления:

Правда, следует оговориться, что требование представлять эти дополнительные документы относятся только для получения налогового кредита в Главной налоговой администрации. Так, во всяком случае, следует из смысла названного письма. Однако, как видно из вышеприведенного, и мало-мальски приличная сумма кредита может быть предоставлена только этим органом.

В отношении анализа финансовой деятельности предприятия, то его рекомендовано проводить по следующей схеме:
Характеристика предприятия должника:

Кредитоспособность предприятия (его надежность): Оценка структуры собственного капитала - его размер и часть в общей сумме источников средств. Информация об основных средствах: Обеспечение кредита

Кроме того, нужно отметить, что расчеты следует проводить в соответствии с приведенными в письме от 15.06.1998 г. схемами.

Если же вы решились оформить необходимые документы и получили налоговый кредит, то на следующий день, после получения разрешения его копии будут (должны, во всяком случае) направлены в налоговую инспекцию, где вы состоите на учете (это в том случае, когда разрешение выдается вышестоящим органом). В 10-дневный срок с момента принятия решения об отсрочке или рассрочке налоговый орган, в котором состоит на учете плательщик налога, подписывает кредитное соглашение в установленной форме (напомним, что только его подписание приостанавливает начисление пени по неуплаченным суммам налогов).

Конечно, большой объем работы, которую необходимо провести для получения налогового кредита, его относительно небольшой срок, небольшие размеры сумм, отсрочить и рассрочить которые могут инспекции низшего звена делают реализацию этого права не совсем оперативной и не всегда оправданной, однако при определенных условиях коэффициент полезности от этого порядка может оказаться намного выше, чем кажется на первый взгляд. Особенно, если учитывать его законность.