Правовые коллизии Земельного кодекса
Еще 25.10.2001 г. парламентом принят Земельный кодекс Украины (далее - ЗК Украины) в новой редакции. В силу разных причин нельзя с уверенностью сказать, что этот документ лишен недостатков, которые усугубляют реализацию прав и интересов участников земельных отношений. Недостатки есть, они имеют разный характер и, в общем, усложняют реализацию механизмов, предусмотренных ЗК Украины, ведут к возникновению ряда правовых коллизий во время правоприменения новых норм.
Прежде всего, нужно признать, что новый ЗК Украины учел большинство недостатков и проблем, которые имелись во время действия старого ЗК Украины в редакции 13.03.1992 года. Уточнено само понятие "земельные отношения", заложены новые принципы земельного законодательства, расширен перечень оснований приобретения в собственность земельных участков, оснований прекращения права собственности и т.п.
Данная публикация не является попыткой охарактеризовать нашу "земельную конституцию" как в целом некачественный документ, однако на некоторые аспекты стоит обратить внимание, а в перспективе некоторые несуразицы придется разрешать...
В ЗК Украины все же не полностью определено понятие "земельные отношения". Так, ст.2 ЗК Украины определяет земельные отношения как отношения относительно владения, пользования и распоряжения землей. Фактически такое определение отождествляет земельные отношения с отношениями собственности, что представляется не совсем правильным. Но ведь земельные отношения являются также и управленческими (Раздел VII ЗК Украины) и охраняющими (Раздел VI ЗК Украины) правоотношения. В этом аспекте ЗК Украины нуждается в изменениях и дополнениях.
Можно сказать, что в ст.2 ЗК Украины "пропущены" отдельные субъекты земельных отношений. В ныне действующем Земельном Кодексе к ним принадлежат граждане, юридические лица, органы местного самоуправления и органы государственной власти. В это же время в Кодексе неоднократно упоминаются такие субъекты правоотношений, как территориальные громады и иностранные государства. Принимая это во внимание, было бы целесообразным определить в кодексе как субъект права и Украинское государство и народ Украины.
До этого времени весьма проблемным был вопрос о землях совместных предприятий. Такие предприятия до последнего времени оставались вне сферы регулирования ЗК Украины. Только ЗК Украины от 10.07.2003 г. № 1103-IV "Об внесении изменений к статье 82 Земельного кодекса Украины" совместные предприятия, основанные с участием иностранных юридических и физических лиц, были приравнены по статусу к иностранным юридическим лицам. В связи с этим совместные предприятия имеют право на сегодня приобретать право собственности на земельные участки несельскохозяйственного назначения в случаях, определенных в ч. 1 и 2 ст. 82 ЗК УКраины.
Можно также вспомнить "традиционную" проблему такого квазисубъекта земельных отношений, как Украинский народ. Названный в ст.13 Конституции Украины носителем прав на землю, ее недр, атмосферного воздуха, водных и других природных ресурсов, которые находятся в пределах территории Украины, природные ресурсы ее континентального шельфа, исключительной (морской) экономической зоны, Украинский народ оказался фактически "забытым" в ЗК Украины. Практическая проблема управления землями Украинского народа переведена в сферу теоретического обсуждения учеными и студентами.
Поэтому ЗК Украины должен уточнить полномочия органов власти (Кабинета Министров Украины, местных государственных администраций и органов местного самоуправления) с учетом конституционного положения о земле, как объекте права собственности Украинского народа. Этот вопрос, кстати, частично урегулирован в ст.325 нового Гражданского кодекса Украины.
Кроме того, в ст.2 ЗК Украины, не совсем полно отображен и объект земельных отношений. Он определен как земли в пределах территории Украины, а также земельный участки и права на них, в частности на земельные части (паи). Если в кодексе будет предусмотренный такой квазисубъект права, как народ, но будет необходимо введение также понятия единого общенародного земельного фонда Украины.
Кроме того, нередко объектом земельных правоотношений, в частности в договорах относительно земли, является не только земельный участок, но и его определенная часть. Потому было бы целесообразно также определить объектом земельных правоотношений и часть земельного участка.
Правовые пределы действия Земельного и Гражданского кодексов при регулировании такого объекта, как земля, а также при осуществлении правовых действий относительно объектов земельных отношений остаются не конца определенными и, судя по юридической литературе и публикациям, дискуссии то этому поводу продолжаются.
В соответствии со ст.81 ЗК Украины граждане Украины приобретают право собственности на земельный участок на основании, в частности, приобретения по договору купли-продажи, дарения, обмена и других гражданско-правовых соглашений. То же самое касается и иностранных граждан и лиц без гражданства: они также могут приобретать право собственности на земельные участки в случае приобретения их за гражданско-правовыми соглашениями.
Юридические лица Украины могут приобретать в собственность земельные участки для осуществления предпринимательской деятельности в соответствии со ст.82 ЗК Украины также в случае приобретения их по гражданско-правовым соглашениям. Аналогические положения относительно гражданского характера соглашений о переходе прав собственности на землю можно найти и в других статьях ЗК Украины (например - ст.ст.40 и 41).
Как видно с этих положений, ЗК Украины предусматривает опосредствованные отношения собственности на землю с помощью гражданско-правовых соглашений, а значит и с помощью гражданско-правовых механизмов.
Относительно долгожданного Гражданского кодекса Украины (далее - ГК Украины) от 12.01.2003 г., то он содержит ряд интересных положений относительно сферы его применения. Статья 1 ГК Украины документа определяет, что гражданским законодательством регулируется личные неимущественные и имущественные отношения (гражданские отношения), основанные на юридическом равенстве, свободном волеизъявление, имущественной самостоятельности их участников. А к имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой стороне, а также к налоговым, бюджетным отношениям гражданское законодательство не применяется, если иное не установлено законом. К налоговым и бюджетным отношениям земельные не приравниваются, потому можно утверждать, что Гражданский кодекс действует и в отношении земли, как объекта гражданских правоотношений.
Статья 319 ГК Украины накладывает на собственника обязанность не ухудшать экологическую ситуацию и природные качества земли, а ст.325 ГК Украины допускает ограничение размера земельного участка, которая может быть в собственности физического и юридического лица.
Статья 346 ГК Украины среди оснований прекращения права собственности предусматривает и такое основание, как выкуп земельного участка в связи с общественной необходимостью. Ст.350 ГК Украины детализирует этот процесс, и он несколько отличается от того, что содержится в ст.146 ЗК Украины, в частности - в части определения выкупной цены.
Глава 27 ГК Украины содержит положения относительно права собственности на землю (земельный участок): земля (земельный участок) как объект права собственности; субъекты права собственности на землю (земельный участок), право собственника на застройку земельного участка, прекращение права собственности на земельный участок и иное.
Следует сразу обратить внимание на то, что такой дуализм правового регулирования не идет на пользу ситуации, а точнее - субъектам правовых отношений, то есть, тем лицам, которые реализуют свои права и исполняют обязанности относительно земли (земельных участков). Потому принимая во внимание кодификационные процессы в земельном и гражданском законодательстве очень важно согласовать между собой Земельный и Гражданский кодексы.
Необходимо уточнить предмет их правового регулирования, поскольку дублирование одних и тех же положений в обоих кодексах нецелесообразно. Сделать это, безусловно, сложно не только по правовым причинам, но и по субъективным. Ни сторонники гражданско-правового подхода в правовом регулировании, ни сторонники земельного права не захотят поступиться своими достигнутыми в кодексах позициями.
Также следует четко определить юридическую силу каждого из кодексов. Уже сейчас в кодексах можно найти положения, которые в вопросах земли различаются между собой. Потому необходимо предоставить преимущество какому-то одному документу, иначе снова будет возникать правовая неразбериха.
Представляется, что право собственности на землю и соглашения по земле должны регулироваться нормами специального законодательства, т.е. - земельного. Нормы же гражданского законодательства могут быть применены в субсидиарном порядке. Это обусловило в первую очередь особым правовым статусом земли как интегрированного и дифференцированного объекта. Такой подход будет способствовать усовершенствованию механизма правового регулирования земельных отношений в Украине.