ПРИВЛЕЧЕНИЕ К ФИНАНСОВОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА НАРУШЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ ЦЕН

Как неоднократно отмечалось ранее, определение предпринимательства как самостоятельной инициативы, систематической, на собственный риск деятельности по производству продукции, выполнению работ, предоставлению услуг и занятию торговлей с целью получения прибыли, не лишило государство возможности всячески эту инициативу ограничить. Незнание этих ограничений, конечно, не всегда приводят к ответственности уголовной или административной, однако к финансовым потерям приводит достаточно часто. Поэтому, к нормативным документам, в той или иной степени регулирующим деятельность предпринимательства, жизнь заставляет обращаться довольно часто.

В условиях, когда расширение сферы деятельности свободных цен является только одним из направлений политики ценообразования установленной статьей 3 Закона Украины "О ценах и ценообразовании" от 3 декабря 1990 года N 507-XII с изменениями, внесенными Законом от 05.03.98 г. № 184/98-ВР (далее Закон), знать о том, как и в соответствии с чем налагаются экономические санкции за несоответствие цены требованиям нормативных документов, просто необходимо.

Известно, что определение обычной цены установлено п. 1.20 ст. 1 Закона Украины "О налогообложении прибыли предприятий", в редакции Закона от 22.05.97 г. № 283/97-ВР с последующими изменениями и дополнениями. Так, под обычной ценой понимается цена продажи товаров (работ, услуг) продавцом, включая суммы начисленных (уплаченных) процентов, стоимость иностранной валюты, которая может быть получена в случае их продажи лицам, которые не связаны с продавцом при обычных условиях ведения хозяйственной деятельности. В случае если цены подлежат государственному регулированию в соответствии с законодательством, обычной считается цена, установленная в соответствии с принципами такого регулирования. При продаже (отчуждении) товаров (валютных ценностей) осуществляемых в принудительном порядке обычной считается цена, фактически полученная при такой продаже.

Таким образом, на определенные товары (услуги) работы, цена может подлежать и государственному регулированию. Соответственно, на те виды продукции, товаров и услуг на которые государством не установлены государственные фиксированные и регулируемые цены и тарифы, цена является свободной.

Для того чтобы ориентироваться где же может "порыться собака" как говорил один из известных в прошлом политиков, отметим, что в соответствии со статьей 9 Закона, государственные фиксированные и регулируемые цены и тарифы устанавливаются государственными органами на ресурсы, которые оказывают определяющее влияние на общий уровень и динамику цен, на товары и услуги, производство которых сосредоточено на предприятиях, которые занимают монопольное положение на рынке.

Государственное регулирование цен и тарифов осуществляется путем установления государственных фиксированных цен (тарифов) и путем установления предельных уровней цен (тарифов). Правительством Украины могут также устанавливаться и иные методы регулирования цен и тарифов.

Основанием для привлечения к финансовой ответственности, является статья 14 Закона, предусматривающая ответственность за нарушение государственной дисциплины цен. Так, в соответствии с этой статьей вся необоснованно полученная предприятием, организацией сумма выручки в результате нарушения государственной дисциплины цен и действующего порядка определения стоимости строительства, которое осуществляется с привлечением средств Государственного бюджета Украины, бюджета Автономной Республики Крым, местных бюджетов, а также средств государственных предприятий, учреждений и организаций подлежит изъятию в доход соответствующего бюджета в зависимости от подчиненности предприятия, организации. Кроме того, во внебюджетные фонды местных Советов взыскивается штраф в двухкратном размере необоснованно полученной суммы выручки. Указанные суммы списываются со счетов предприятий и организаций в банковских учреждениях по решению суда (арбитражного суда).1

В развитие или в соответствии с этой статьей разработана Инструкция "О порядке применения экономических и финансовых санкций органами государственного контроля за ценами", утвержденная Приказом Министерства экономики Украины и Министерства финансов Украины от 7 июля 1998 года №93/141, зарегистрированная в Министерстве юстиции Украины 17 июля 1998 г. под №463/2903 (далее Инструкция).

В соответствии с ней к предприятиям, организациям, учреждениям, вне зависимости от форм собственности, подчиненности и методов организации труда и производства, расположенных в Украине, могут применяться как финансовые, так и экономические санкции.

Основанием для применения экономических санкций за нарушение государственной дисциплины цен является получение субъектами хозяйствования необоснованно полученной прибыли в результате нарушения ими действующего в периоде, который проверяется, порядка установления и применения цен и тарифов, которые регулируются уполномоченными органами в соответствии с требованиями законодательства. Из этого определения можно сделать вывод, что применение экономических санкций возможно только при следующих условиях:

  1. Субъектом хозяйствования должна быть получена прибыль.
  2. Эта прибыль должна быть необоснованной, то есть, получена в результате нарушения действующего порядка установления и, или применения цен и тарифов в периоде, который проверяется.
  3. Уполномоченные органы должны установить цены в соответствии с требованиями законодательства.
  4. Цены и тарифы по отношению к которым выявлено несоответствие должны быть установлены уполномоченными органами.

Только лишь наличие совокупности всех перечисленных факторов, дает основания для применения экономических санкций. Одним из условий, на которое хотелось бы обратить внимание отдельно, является соотношение нарушения порядка установления и применения цен и тарифов с периодом в котором они действовали. Другими словами, нарушение может быть зафиксировано таковым, только по отношению к порядку установления и применения цен и тарифов, действовавшему в тот период, поскольку в соответствии со статьей 58 Конституции Украины никто не может нести ответственность за деяния, которые на момент их совершения не признаны законом как правонарушения.

Так, например, совместным приказом № 80/90/299 от 15 июня 1999 года, зарегистрированным в Министерстве юстиции 24 июня 1999 года №410/3703 Комитета Украины по монополии на производство и оборот спирта, алкогольных напитков и табачных изделий и Государственной налоговой администрации Украины "Об утверждении Порядка определения и применения минимальных цен на водку и ликероводочные изделия" утвержден Порядок определения и применения минимальных цен на водку и ликероводочные изделия. В соответствии с этим порядком минимальные розничные цены на водку и ликероводочные изделия импортного и отечественного производства определяются исходя из минимальных оптово-отпускных цен и торговой наценки. Кроме того, указано, что минимальные цены на водку и ликероводочные изделия отечественного и импортного производства подлежат пересмотру в случае необходимости, утверждению совместным приказом и опубликованию в газете "Урядовый кур(єр". Этим же приказом приведен порядок расчета минимальных цен на отечественные и импортные ликероводочные изделия и водку.

Постановлением Кабинета Министров Украины № 62 от 24 января 1997 года "О введении минимальных цен на импортные пиво солодовое и табачные изделия" с 1 марта 1997 года для предприятий оптовой и розничной торговли и предприятий изготовителей, независимо от форм собственности, установлены минимальные цены на пиво солодовое и табачные изделия. Тем же постановлением установлено, что эти минимальные цены полежат пересмотру до 25 числа последнего месяца каждого квартала и утверждению Министерством экономики совместно с Министерством финансов, Министерством внешних экономических связей и торговли, Государственной налоговой администрацией и Государственным комитетом по пищевой промышленности. Поэтому, применительно к данным изделиям, проверять соответствие установленных минимальных цен необходимо ежеквартально, и если они были изменены, то правомочными ли органами было принято решение (оно будет правомочным только в случае его принятия всеми перечисленными министерствами и ведомствами).

Экономические санкции налагаются за нарушение порядка установления и применения цен, под которыми понимаются:
* начисление не предусмотренных законом наценок к ценам и тарифам, которые регулируются;
* применение свободных цен и тарифов на продукцию (услуги, работы) при условии применения для них режима государственного регулирования;
* применение цен на продукцию (услуги, работы) с рентабельностью, уровень которых превышает установленный в соответствии с законодательством предельный;
* применение цен (тарифов) с нарушением установленного порядка обязательного декларирования их изменения;
* завышение либо занижение размеров предусмотренных законодательством налогов и обязательных сборов, которые включаются в структуру цены, либо их невключение в структуру цены, которая регулируется;
* включение в структуру регулируемых цен (тарифов) не предусмотренных законодательством расходов или расходов сверх установленных лимитов;
* включение в стоимость продукции и услуг, цены на которые регулируются, фактически не исполненных или выполненных не в полном объеме услуг (работ);
* применение торговых и поставочно-сбытовых надбавок (наценок) сверх установленный предельный уровень;
* применение цен и тарифов с нарушением иных внедренных методов регулирования;

Основанием для применения финансовых санкций является нарушение субъектами хозяйствования требований действующего законодательства, в частности формирования, установления и применения цен (тарифов), ниже от установленных минимальных.

Таким образом, даже установление цены себе в убыток может быть наказуемым со стороны государства.

Только лишь акт самопроверки и следующее за ним возвращение сумм необоснованно полученной выручки потребителям или соответствующему бюджету, проведенное до начала проверки,2 является основанием для непризнания у субъекта хозяйствования нарушения государственной дисциплины цен.

Расчет необоснованно полученной субъектом хозяйствования выручки, подлежащей возвращению в доход бюджета, производится в следующем порядке.
При нарушении порядка установления и применения цен и тарифов, которые регулируются уполномоченными органами, - как разница между фактической выручкой и выручкой, сформированной в соответствии с требованиями законодательства.

При неправомерном применении свободных цен вместо фиксированных и регулируемых (декларированных) как разница между фактической выручкой и стоимостью от реализации по ценам, которые должны применяться в соответствии с требованиями законодательства.

При включении в стоимость продукции и услуг, цены на которые регулируются, фактически не выполненных или выполненных не в полном объеме работ (услуг)- как разница между полученной выручкой и стоимостью, определенной в соответствии с нормативами и учетом фактических объемов исполнения.

И в заключении, немного о способах обжалования решения о применении экономических или финансовых санкций. Их два. В случае если субъект предпринимательства не согласен в добровольном порядке платить и решение о принудительном взыскании принято арбитражным судом, действует общий порядок обжалования этого судебного решения.

В случае, когда субъект предпринимательства желает обжаловать решение в досудебном порядке, то в месячный срок со дня получения решения, он имеет право направить жалобу либо руководителю органа, принявшего решение о взыскании либо в Государственную инспекцию по контролю над ценами Минэкономики Украины, по своему усмотрению. В случае же несогласия с принятым решением, спор о признании решения недействительным принимается арбитражным судом. При этом необходимо иметь ввиду, что возвращение уплаченных сумм в случае отмены принятых решений об их уплате, производится из тех же бюджетов или счетов, на которые они были зачислены, если со дня их уплаты не прошел годичный срок.

1 Бесспорное списание заменено на списание по решению суда Законом Украины "О внесении в некоторые законы Украины, которые предусматривают бесспорное списание (взыскание) средств со счетов юридических лиц и физических лиц - субъектов предпринимательской деятельности в банках" №642/97-ВР от 18 ноября 1997 года. 2 Началом проверки считается дата, указанная в акте.