САМООБОРОНА ОТ НАЛОГОВОЙ - II

Спасение утопающих - дело рук самих утопающих.

Продолжая злободневную тему взаимотношений с налоговой администрацией, необходимо отдельно остановиться на рекомендациях относительно порядка проведения налоговых проверок.

"Плохой" акт проверки чреват бессмысленной потерей средств, сил и времени. Поэтому субъекты предпринимательской деятельности во время проверок привыкли стараться всячески угождать проверяющим: и кабинетик отдельный, и чаек-кофеек... Главный бухгалтер считал своим долгом устроить проверяющему краткосрочный ликбез: объяснял каждую цифру, подсовывал нормативную базу с выделенными маркером абзацами. А за то, что проверяющий чему-то научился и применил свои знания на практике (составил-таки нормальный акт), его еще и благодарили. И не всегда только в устной форме...

Налоговая проверка - всегда стресс для предпринимателя, даже если его бухгалтерия в полном ажуре. Ваша цель - заставить инспектора сделать как можно больше ошибок в акте проверки. Такой акт вы потом без труда оспорите в суде, и даже самый лояльный к налоговикам судья "не спасет" их заведомой "липы".

Для начала - подавите в себе любые эмоции по отношению к проверяющему - как отрицательные, так и положительные. Относитесь к инспектору нейтрально, воспринимайте его как часть системы, охотящейся за деньгами вашего предприятия. Такой подход позволит вам быть начеку и не допускать ошибок, сделает вас бдительным и позволит не упустить из внимания ошибки инспектора. Основной ошибкой многих главных бухгалтеров предприятий является желание помочь проверяющим разобраться в документах. Что для этого только не делает бухгалтер: и таблицы составляет, и нормативку прикладывает, и разъясняет нормы законов, и копирует, и подсчитывает...

Не предоставляйте ревизору никаких сводных таблиц, дополнительных отчетов и прочих документов, не предусмотренных законодательством. Не помогайте ему делать его работу. Не делайте и не предоставляйте проверяющему никаких копий без его письменного запроса. Имея официальный запрос, вы с чистой совестью отнесете истраченные на копии суммы в валовые расходы.

Не создавайте ревизору комфортных условий. Вы не обязаны предоставлять ему автомобиль, кормить его обедами и т.д. Предоставьте для проверки абсолютно пустую комнату, лишь со столом и стулом. Ни калькулятора, ни канцелярских принадлежностей, а главное - телефона в комнате быть не должно. Все разговоры по телефону проверяющий пусть ведет из соседней комнаты, в присутствии компетентного сотрудника предприятия.

Фиксируйте в журнале учета проверяющих время прихода и ухода инспектора. Вдали от своего начальства люди пытаются сократить свое рабочее время. Если проверка затянется надолго, превысив по продолжительности положенные 30 дней, у вас будет возможность продемонстрировать налоговой службе, что ее сотрудники неэффективно использовали выделенное для проверки время и оспорить ее продление.

Заведите себе журнал предоставления проверяющим документов, установите для этого время и требуйте, чтобы за каждый из полученных документов инспектор расписывался. Описывайте в журнале каждую выданную папку с документами с указанием количества страниц, в конце дня принимайте документы обратно в бухгалтерию. Тогда вам не предъявят обвинения в том, что вы не предоставили какие-либо документы, вы обезопасите себя от пропажи документов и сэкономите собственное время, одновременно отвлекая проверяющего на выполнение неких "процессуальных" действий.

Запретите сотрудникам предприятия общаться с проверяющим. И сами без нужды не вступайте с ним в дискуссии и не давайте излишних пояснений. Если вопросы у инспектора все же возникнут, недолго, ссылаясь на занятость и необходимость выполнения своих непосредственных обязанностей, пообщайтесь с ним, говорите много, громко и ни о чем.

Ни для кого не секрет, что далеко не все проверяющие обладают достаточной квалификацией и досконально знают законы. Если проверяющий попросит вас подтвердить законность той или иной операции соответствующим нормативным актом, не устраивайте ему курсы повышения квалификации. Посоветуйте ему отразить эту операцию в акте и сделать самостоятельные выводы. Ошибки со ссылками "не на те законы" и следующими из этого выводами - для вас лишний козырь при оспаривании акта проверки.

Не выполняйте требования, выходящие за рамки документальной проверки вашего предприятия. Вы не обязаны, да и не имеете полномочий выяснять и доказывать, что ваш контрагент - честный налогоплательщик.

Когда проверка подходит к концу, налоговики "полюбили" предлагать обсудить уже написанный акт и прийти к консенсусу. Аргументация таких действий примерно такая: "У вас нашли нарушения, но они спорные. Вы же знаете, какое у нас законодательство. Давайте вместе посмотрим и решим, что делать..." Имейте в виду, якобы идя вам навстречу, налоговики на самом деле предлагают вам исправить в акте явные ляпсусы, допущенные проверяющим. Не поддавайтесь на эту уловку. Если же вам говорят: "Вы мне симпатичны, не хочется вас штрафовать, но у меня есть начальство, оно заставляет. Почему бы вам не сходить к нему и самому не убедить его?". Знакомо? Так знайте - вас элементарно "разводят". Начальник отдела не несет никакой ответственности за акт проверки, ведь его подписывает не он, а сам проверяющий. Поэтому походы в начальственные кабинеты нужны не вам, а вашему проверяющему, он вашими руками снимает с себя ответственность за акт с ошибками.

Избавьтесь от страха, что инспектор впоследствии захочет каким-либо образом отомстить вам. Вы действуете в рамках закона, у инспектора просто не будет поводов вас наказать. И не забывайте, что цель проверки - отобрать у вас ваши деньги любым способом. Если вы их упорно не отдаете, значит, ваше предприятие для налоговиков становится "нерентабельным" и, значит, с ним надо быстрее "завязывать" и бежать с проверкой на другое предприятие, где руководители более "покладистые".

Если же акт вас не устраивает, и вы видите явные нарушения, допущенные проверяющим, не ждите решения по акту. Проверяющий - должностное лицо государственной службы, и его подпись на акте есть не что иное, как действие, направленное на причинение вам ущерба. Поэтому можно сразу подать заявление в прокуратуру, с просьбой дать оценку его действий с позиций статей 167 "Халатность" или 172 "Должностной подлог" УК Украины (с 1 сентября 2001 г. вступит в действие новый УК Украины, и номера названных статей будут соответственно - 367 и 366). А копию заявления направьте начальнику налоговой инспекции. Иногда такого заявления достаточно, чтобы начальник ГНА достаточно серьезно отнесся к вашим возражениям и не спешил выносить решение не в вашу пользу.

Ознакомившись с актом проверки, коротко изложите свои возражения примерно так: "Со многими положениями акта не согласен. Поскольку меня пригласили в ГНА для подписания акта, у меня не было достаточного времени для детального и аргументированного изложения своих возражений. Свои возражения изложу в письменном виде и представлю на имя начальника ГНА в течение трех дней с момента подписания". При этом, подписывая акт проверки, следует расписываться на каждой его странице, перечеркивая обратную сторону страницы - чтобы лишнего не вписали...

Затем у вас будет достаточно времени, чтобы вместе с бухгалтером и адвокатом подробно изложить свои возражения к Акту проверки и официально подать их начальнику, который будет вынужден принять их во внимание при принятии решения по Акту.