ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ УСЛУГ

24 июня 2004 года Верховная Рада приняла Закон Украины "О внесении изменений в некоторые законы Украины". И вроде бы ничего страшного в названии его и нет...

Но этим законом, во-первых, внесены изменения в ст.9 Закона Украины "О лицензировании определенных видов хозяйственной деятельности" - она дополнена п.68 такого содержания: "68) профессиональная деятельность в сфере предоставления социальных услуг"; во-вторых, в Законе Украины "О социальных услугах" в ст.8 слова "в порядке, установленном Кабинетом Министров Украины" исключены; в ст.16 слова "условия и порядок которого устанавливаются Кабинетом Министров Украины" заменены словами "согласно Закону Украины "О лицензировании определенных видов хозяйственной деятельности".

Поэтому сейчас необходимо установить, какие именно услуги подлежат лицензированию, кто может получить соответствующую лицензию и чем это все может закончиться для нас.

1. СОЦИАЛЬНЫЕ УСЛУГИ.

Согласно Закону "О социальных услугах" социальные услуги - комплекс правовых, экономических, психологических, образовательных, медицинских, реабилитационных и других мероприятий, направленных на отдельные социальные группы или индивидов, которые находятся в сложных жизненных обстоятельствах и требуют посторонней помощи (далее - лица, которые требуют социальных услуг), с целью улучшения или восстановления их жизнедеятельности, социальной адаптации и возвращения к полноценной жизни.

Следует подчеркнуть, что это очень упрощенная информация о кредитовании, и если вы не можете позволить себе обеспечить хотя бы названные условия, то в банк можно даже не приходить.

Таким образом мы должны определить субъекта.

2. СУБЪЕКТ-ПОЛУЧАТЕЛЬ СОЦИАЛЬНЫХ УСЛУГ.

Как видно из определения, субъектом является любое физическое лицо, которое находится в сложных жизненных обстоятельствах и требует посторонней помощи.

Согласно указанному Закону сложные жизненные обстоятельства - обстоятельства, которые объективно нарушают нормальную жизнедеятельность лица, последствия которых оно не может преодолеть самостоятельно (инвалидность, частичная потеря двигательной активности в связи со старостью или состоянием здоровья, сиротство, беспризорность, отсутствие жилья или работы, насилие, пренебрежительное отношение и отрицательные отношения в семье, малообеспеченность, психологическое или психическое расстройство, стихийное бедствие, катастрофа и т.п.).

Кто требует посторонней помощи указанным Законом не определено. Поэтому необходимо понимать это буквально. Так, например, физическое лицо, которое не имеет юридического образования в определенных обстоятельствах (судебная защита своих прав) требует посторонней помощи, то есть помощи юриста.

Относительно оплаты. Социальные услуги могут предоставляться как за плату, так и безвозмездно.

Таким образом отделить социальные услуги от других ни по их названию (юридические, медицинские, образовательные и прочее) ни по субъекту-получателю (возможность установить безработность, отрицательные отношения в семье и прочее) для лица, которое их предоставляет, почти невозможно.

3. СУБЪЕКТ, ПРЕДОСТАВЛЯЮЩИЙ СОЦИАЛЬНЫЕ УСЛУГИ.

Субъекты, которые предоставляют социальные услуги - государственные и коммунальные специализированные предприятия, организации и учреждения социального обслуживания, подчиненные центральным, местным органам исполнительной власти и органам местного самоуправления (далее - государственные и коммунальные субъекты), юридические лица, созданные в соответствии с законодательством, которые не имеют целью получение прибыли (далее - негосударственные субъекты), физические лица.

Таким образом, субъектом, который предоставляет социальные услуги, могут быть специализированные государственные и коммунальные предприятия, неприбыльные юридические лица (негосударственные субъекты), физические лица.

Думаю, что государственные и коммунальные предприятия не будут очень вникать в этот вопрос. А вот негосударственные неприбыльные юридические лица и физические лица уже должны задуматься, поскольку осуществление определенного вида хозяйственной деятельности без соответствующей лицензии влечет ряд отрицательных последствий.

Конкретизируем тех, кого касается это изменение в законодательстве. Нам интересно, каких лиц налоговая относит к неприбыльным юридическим лицам. Так согласно п.1.6. Приказа Государственной налоговой администрации Украины от 22.09.2003 г. №442 неприбыльные учреждения и организации, зарегистрированные в Украине, - учреждения и организации, которые являются:

1. благотворительными фондами и благотворительными организациями, созданными в порядке, определенном законом для проведения благотворительной деятельности, в том числе общественными организациями, созданными с целью проведения экологической, оздоровительной, любительской спортивной, культурной, образовательной и научной деятельности, а также творческими союзами и политическими партиями, общественными организациями инвалидов и их местными ячейками, созданными в соответствии с Законом Украины "Об объединениях граждан", научно-исследовательскими учреждениями и высшими учебными заведениями III-IV уровней аккредитации, внесенными в Государственный реестр научных учреждений, которым предоставляется поддержка государства, заповедниками, музеями-заповедниками;

2. пенсионными фондами, кредитными союзами, созданными в порядке, определенном законом;

3. другими, нежели определенные в п.1, юридическими лицами, деятельность которых не предусматривает получения прибыли в соответствии с нормами соответствующих законов;

4. союзами, ассоциациями и другими объединениями юридических лиц, созданными для представления интересов основателей, которые содержатся лишь за счет взносов таких основателей и не проводят хозяйственной деятельности, за исключением получения пассивных доходов;

5. религиозными организациями, зарегистрированными в порядке, предусмотренном законом;

6. жилищно-строительными кооперативами, объединениями совладельцев многоквартирных домов, созданными в порядке, определенном законом.

Физические лица, согласно нормам Закона "О лицензировании определенных видов хозяйственной деятельности" - это все физические лица-субъекты предпринимательской деятельности. Всем известно, что сейчас, с целью минимизации налогообложения большое количество юридических лиц действует с использованием предпринимателей.

Таким образом, мы видим, что перечень СУБЪЕКТОВ, ПРЕДОСТАВЛЯЮЩИХ СОЦИАЛЬНЫЕ УСЛУГИ, является довольно широким.

Резюмируя приведенное необходимо указать, что, как для закона, то такое нововведение является очень неопределенным и может привести к большому количеству проблем для предприятий и предпринимателей.

Указанный Закон еще не использовался на практике, поэтому неизвестно, каким образом будут вести себя государственные контролирующие органы. Береженого Бог бережет. Поэтому уже сейчас необходимо определиться относительно комплекса мероприятий, которые должны уменьшить риск отнесения вашей деятельности под такую, которая подлежит лицензированию.

Так неприбыльным юридическим лицам и субъектам предпринимательской деятельности - физическим лицам необходимо:

1. определиться с тем, имеют ли они своей целью осуществление профессиональной деятельности в сфере предоставления социальных услуг. Если так, то необходимо получить лицензию;

2. в том случае, если такой цели нет, то для большего спокойствия при заключении договора относительно предоставления услуг физическим лицам в нем необходимо отмечать, что они (услуги) не являются социальными, а лицо, которое их получает не находится в сложных жизненных обстоятельствах в понимании ст.1 Закона "О социальных услугах", с указанной статьей получатель услуги ознакомлен.

Согласно указанному Закону "О внесении изменений в некоторые законы Украины" он вступает в силу с 1 января 2004 года. Возможно это ошибка, но в таком виде он содержится на сайте Верховной Рады Украины и при официальном обнародовании, которое состоялось 29 июля 2004 года в газете Голос Украины.

В соответствии с Указом Президента Украины "О порядке официального обнародования нормативно-правовых актов и вступлении их в силу" нормативно-правовые акты Верховной Рады Украины вступают в силу через десять дней со дня их официального обнародования, если иное не предусмотрено самими актами, но не ранее дня их опубликования в официальном печатном издании.

Поэтому считаем данную "ошибку" абсолютно неконституционной, незаконной. Указанный Закон не может иметь обратной юридической силы и вступит в силу не ранее чем 8 августа 2004 года.

В этой статье, конечно, говорится об отрицательных последствиях, которые возможно не будут иметь места в будущем. Но необходимо знать о такой возможной ситуации и быть готовыми к ней...