ЧТО ТАКОЕ СУДИМОСТЬ И КАК ОНА ПОГАШАЕТСЯ

Трактовка фундаментальных принципов уголовного права открыла некоторым уважаемым должностным лицам воистину необозримые горизонты для тотального наступления на конституционные права граждан. Собственные пресловутые затеи они старались распространять на криминальное прошлое своих конкурентов без соблюдения какой-либо временной границы. А потому неслучайно в лексиконе средств массовой информации, которые освещали предвыборные гонки, уверенно вошли в обычай такие понятия, как "уголовное преследование", "наказуемость", "судимость". Везде навязывались правовые позиции, независимо от того, противоречили они общим принципам уголовного судопроизводства или нет.

Вспомним хотя бы громкие заявления чиновников высокого ранга о наличии у политических неприятелей, которые уже отбыли наказание, по меньшей мере, два десятка лет тому, не погашенных и не снятых судимостей, выискивание правоохранительными органами в списках кандидатов в депутаты лиц с криминальным прошлым. Кое-кому так и хотелось в очередной раз наступить на грабли такого рода, создав рукотворные лозунги о забытых противоправных поступках своих оппонентов. Вызывает удивление одно: как можно было так безответственно жонглировать правовыми категориями, не имея об этом понятия?! Прежде чем напоминать своим неприятелям об их далеком криминальном прошлом, желательно бы было сначала взять у руки Уголовный кодекс Украины 1960 г. и хотя бы из любопытства его перелистать. Там можно найти статью 55, которая четко регламентирует механизм погашения и снятия судимости в те времена, когда единство криминальной политики, решение ее основных проблем обеспечивалось основами уголовного законодательства союзных республик.

В контексте разъяснения основополагающих норм, которые применяются на различных стадиях уголовного судопроизводства, следует помнить о том, что судимость - это правовое состояние лица, которое возникает с момента вынесения обвинительного приговора, который вступил в силу, и продлевается до ее погашения или снятия в установленном законе порядке.

Судимость не является пожизненным явлением. Она прекращается автоматически через определенный законом срок путем погашения, в силу акта амнистии или помилования, или снимается в судебном порядке.

Характерной особенностью этого процессуального явления является то, что погашение судимости вытекает из закона и не нуждается для этого в каком-то специальном документе. В большинстве случаев автоматическое погашение требует от осужденного, который отбыл наказание, соблюдения определенных условий, основными из которых являются: отбытие им основного и дополнительного наказания, отбытое основное наказание по своей тяжести не может превышать десяти лет лишения свободы; осужденный не должен до конца срока погашения судимости совершать нового преступления.

Уголовный закон 1960 г. устанавливал такие сроки автоматического погашения судимости:

* один год после отбытия наказания при осуждении к общественному выговору, штрафу, лишению права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью или исправительных работ;

* три года после отбытия наказания при осуждении к лишению свободы на срок не более трех лет;

* пять лет после отбытия наказания при осуждении к лишению свободы на срок свыше трех лет, но не более шести лет;

* восемь лет после отбытия при осуждении к лишению свободы на срок свыше шести лет, но не более десяти лет.

Истечение срока погашения судимости начиналось с момента фактического отбытия основного и дополнительного наказаний.

Поскольку возникновение состояния судимости всегда связано с назначением наказания, несудимыми считаются лица:

освобожденные от уголовной ответственности или от наказания за давностью привлечения к уголовной ответственности; к которым были применены меры административного взыскания или акт амнистии; относительно которых истек срок давности исполнения обвинительного приговора; лица, которые освобождены от отбытия наказания или отбыли наказание за действия, наказуемость которых законом устранена.

Тем не менее в уголовном законе существует еще и такое понятие, как "снятие судимости". Эта судебная процедура совсем не обременительна, но имеет определенные особенности.

Снятие судимости в упомянутый нами период осуществлялось постановлением суда, а также актом Верховного Совета СССР или Верховным Советом УССР в порядке амнистии или помилования.

Так как судимость автоматически не погашалась у лиц, осужденных к лишению свободы на срок больше десяти лет, а также у особо опасных рецидивистов вследствие общественной опасности содеянных ими преступлений, закон предусматривал снятие с них судимостей. Главное условие такой процессуальной процедуры - это несовершенное ими в течение восьми лет после отбытия основного и дополнительного наказания нового преступления и доказательство добросовестной работой и образцовым поведением своего исправления.

Кроме того, суд, при наличии положительных характеристик, мог снять судимость с осужденных и до истечения сроков, указанных в ст.55 УК Украины. В этом случае досрочное снятие судимости применялось лишь к тем лицам, которые отбыли наказание в виде лишения свободы или у которых закончилась не отбытая часть наказания. Для рассмотрения судом этого вопроса необходимо было наличие письменного ходатайства общественной организации или трудового коллектива. Ходатайство самых осужденных о досрочном снятии с них судимости суды к рассмотрению не принимали, так как закон лишал их такого права.

Следует отметить, что Уголовный кодекс Украины 2001 г. в своей основе сохранил старые ключевые нормы относительно порядка погашения судимости.

Новеллой стало лишь определение состояния судимости женщины, которой назначено наказания в виде ограничения воли или лишения свободы на срок не более пяти лет и освобождено от отбытия наказания с испытанием при наличии беременности или детей возрастом до семи лет. Такое лицо будет считаться несудимым, если на протяжении испытательного срока не совершит нового преступления и если после истечения этого срока не будет принято решение о направлении его для отбытия наказания, назначенного судом.

Кроме того, немного была изменена диспозиция ст.91 УК Украины относительно порядка снятия судимости. Обязательным условием для решения вопроса о снятии судимости на этом этапе является ходатайство лица, которое отбыло наказание, и истечение не менее чем половины срока погашения судимости. Ходатайство о снятии судимости рассматривается в обязательном порядке при участии лица, которое возбудило ходатайство, представителя трудового коллектива, если такое ходатайство было возбуждено им, и прокурора.

Предложенный экскурс в прошлое и в современность дает нам право апеллировать к тем, кто ради собственной прибыли не остановился даже перед эталоном законности. Здесь уместно добавить, что погашение или снятие судимости аннулирует правовые последствия осуждения лица за содеянное им преступление. А это означает, что гражданин, у которого судимость за совершение им преступления погашена и снята в установленном порядке на законных основаниях, может баллотировался в депутаты как в местные советы, так и в Верховную Раду Украины и на законных основаниях будет выполнять, в случае его избрания, свои депутатские полномочия.

Не менее объективны и другие основания. Еще не забыты случаи, когда соответствующие органы осуществляли тотальную проверку списков кандидатов в депутаты на предмет выявления лиц, которые в свое время привлекались к уголовной ответственности. Сразу же возникал вопрос - зачем?

Последствия такой повышенной заинтересованности были очевидны - создать первозданный хаос в области уголовного судопроизводства, основной задачей которого является охрана человеческого достоинства и чести.

Никто не сомневается, что уголовная ответственность является самым тяжким видом юридической ответственности. Она появляется тогда, когда лицо нарушает какую-то конкретную норму Уголовного кодекса, т.е. когда лицо совершает преступление. С этого момента возникают уголовно-правовые отношения, за которые государство в лице уполномоченных органов имеет право привлечь правонарушителя к уголовной ответственности. Если нет уголовно-правовых отношений, нет и уголовной ответственности. Фактически реализовать ее можно лишь при условии, если в совершенном противоправном действии имеется состав определенного преступления. А это еще необходимо привести до стадии досудебного и судебного следствия и закончить приговором. Другими словами к окончательной реализации уголовной ответственности нам всем надо было придерживаться основного принципа уголовного права, согласно которому лицо считается невиновным в совершении преступления и не может быть придано уголовному наказанию, пока его вину не будет доказано в законном порядке и установлено обвинительным приговором суда. Этого требует Конституция Украины, таковы реалии нашей жизни.

Еще один сюрприз из процессуального сундучка - это старание реанимировать давно прекращенные уголовные дела. Мы с вами были свидетелями, когда в горячке предвыборных гонок представители прокуратуры неоднократно заявляли о возбуждении уголовных дел по фактам фальсификации судебных документов, постановление судьями заведомо неправосудных судебных решений относительно некоторых партийных лидеров. Как ни парадоксально, речь шла о судебных делах тридцатилетней давности. Субъектами преступления в которых могли быть только судьи, фигуранты же остались за пределами уголовной досягаемости.

Тем не менее, одного желания привлечь судей к уголовной ответственности мало. Существует такое понятие, как "истечение сроков давности", а также другие правовые аспекты, которые могут стать помехой получения конечного результата следствия.

Вспомним, что согласно действующему тогда уголовному закону судебные решения пересматривались лишь высшим кассационным судом, тогда как в порядке надзора это могло быть сделано несколькими судами надзорной инстанции.

Если в этом случае Судебная коллегия по уголовным делам или Пленум Верховного Суда Украины в течение последних лет не были в состоянии осуществить ревизионный пересмотр указанных судебных решений, то при таких обстоятельствах упомянутые решения являются законными и обязательными для всех государственных и общественных предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц и граждан.

Невероятно, но очевидно, что старание прокуратуры почти через тридцать лет установить истину в таких делах - напрасная трата времени. Эти уголовные дела в связи с истечением срока хранения в архиве уничтожены. Восстановить их в части приговора, постановления или в полном объеме в суде нет оснований и возможности.

Ни у кого не возникает сомнения, что эти давно забытые судебные дела могли стать полезными лишь на время избирательной эпопеи.

Собственно, никакие новации не добавлены. Просто, открыто, с уставной прямолинейностью конкуренты готовили правовой фундамент для дискредитации своих оппонентов. Если откровенно, то следователям, которые должны были разоблачить виновных в совершении фальсификации судебных документов и создать условия для осуществления справедливого правосудия, не позавидуешь. Установить истину из-за отсутствия противоречивых уголовных дел, судебных документов, а также судей, свидетелей, которые были причастны к тем процессам, почти невозможно.

Тогда выход из этой правовой ловушки один: заработать на этом предвыборном торге необходимые дивиденды и в очередной раз закрыть дело или для завершения следствия обратиться к подделке доказательных материалов. Другого пути добиться полноты расследования в этих уголовных делах просто не существует. Чтобы в этом убедиться, давайте на какой-то миг вообразим, что следователям все же повезло и они по собственному убеждению были в состоянии установить факт фальсификации или постановление заведомо неправосудных решений. Что дальше? Для того чтобы предъявить обвинение судьям, которые были задействованы в этом процессе, необходимо на основании материалов следствия признать указанные решения в судебном порядке незаконными и их отменить. Потом еще довести факт совершения этими же судьями умышленных действий, которые содержат состав преступления.

В уголовном судопроизводстве существует общее правило: судьи, которые принимают участие в принятии неправосудного судебного решения, но не осознают его неправосудность, не могут нести ответственность в уголовном порядке. Более того, если похожая ошибка была допущена судьями без наличия корыстных мотивов, а вследствие ошибочной мысли относительно доказанности или недоказанности обвинения, уголовная ответственность исключается вообще.

Итак, навязывать обществу собственные позиции относительно наличия у кандидатов в депутаты судимостей, которые фактически давно погашены, подозревать их в преступлениях, которых они не совершали, - правовая бессмыслица, которая была рассчитана на не совсем осведомленного в тонкостях уголовного процесса избирателя.

Избирательная кампания стала уже историей. Криминальные же технологии, которые использовались во время ее проведения, положены в архив, где ждут своей очереди к следующему политическому событию.

Тем не менее, напоследок хотелось бы заметить: если у нас все спорные юридические вопросы и в дальнейшем будут решаться не цивилизованным способом, а путем угроз, шантажа и беззакония, то такая правовая система не стоит и ломаного гроша.