ТЮРЬМА ДОБРОВОЛЬНЫХ НАМЕРЕНИЙ
Любое приведение норм действующего законодательства в соответствие с реальными требованиями нашего времени, устранение пробелов в правовом поле - цивилизованный путь к созданию в Украине правового государства и улучшения социально-правовой защиты населения. Актуальность принятия новой редакции Закона Украины "Об адвокатуре" (далее - Закон) обусловлена необходимостью решения широкого круга теоретических и практических проблем организации и функционирования адвокатуры Украины на основе достижений международного опыта в этой сфере, с учетом Конституции Украины и других изменений национального законодательства после принятия еще в декабре 1992 г. нынешнего Закона Украины "Об адвокатуре". Проблема усовершенствования этого Закона обсуждается давно, хотя он и до сих пор не мешал никому работать, за 12 лет существования в него было внесено только три дополнения. На сегодня на рассмотрении Верховной Рады находится законопроект, поданный на замену поданных ранее проектов № 3061-1 от 30.10.2003 г., № 5187 от 27.02.2004 г. и №№ 3061 от 23.03.2004 г. и от 03.06.2004 г.
Адвокатура в Украине занимает видное место в правозащитной системе. В Конституции Украины об адвокатуре говорится как об институте, который обеспечивает право на защиту от обвинения и предоставляет правовую помощь при разрешении дел в судах и других государственных органах в Украине. Правозащитную деятельность адвокатуры закреплено в ст.59 Конституции Украины указанными в ней специальными функциями относительно обеспечения права каждого на правовую помощь.
В основе реформирования украинской адвокатуры стоят мировые стандарты организации и функционирования адвокатуры: "Основные положения о роли адвокатов", которые были приняты в августе 1990 г. Восьмым Конгрессом ООН по предупреждению преступлений, "Стандарты независимости юридической профессии", принятые Международной ассоциацией юристов на конференции в сентябре 1990 г. и т.п. Эти документы закрепляют принципы демократичности, самоуправления, добровольности и независимости организации адвокатуры.
Насущная необходимость завершить построение организационно-правовой структуры адвокатуры на региональных и общегосударственном уровнях, защитить права адвокатов, расширить их гарантии и гарантии их профессиональной деятельности является очевидной. И эту работу можно выполнить только создав соответствующее правовое поле, которое восполнит пробелы, существующие на сегодня в законодательстве Украины относительно адвокатуры, что даст возможность и толчок прогрессивному развитию этого института. Принятие нового Закона решит важные проблемы организационно-правового обеспечения деятельности всей адвокатуры Украины, укрепит ее авторитет как профессиональной организации со специальными конституционными полномочиями и неотъемлемой частью составной правовой системы. Тем не менее, краеугольным камнем создания и деятельности таких организаций должна быть добровольность членства, а потому ставится под сомнение главное: можно ли будет с принятием этого Закона защитить адвокатскую корпоративность с точки зрения независимости адвокатов?
Законодательные новации законопроекта должны учитывать интересы адвокатуры в целом, а не только отдельных групп адвокатов. Однако, хотя эти новации и предоставляют более приемлемое мировым сообществом понимание принципов и гарантий адвокатской деятельности, но относительно некоторых моментов, в особенности корпоратизации всех без исключения адвокатов, относятся очень свободно, будто "забывая" о том, что к изменениям законодательства следует подходить очень осторожно, исходя из принципа "не навреди". Апофеозом "обратной тяги" является задекларированная в ст.3 проекта Закона норма о том, что "адвокаты Украины объединяются во Всеукраинскую палату адвокатов (далее - ВПА) на основах обязательного членства".
Кроме того, нельзя не сказать о том, что механическое отнесение адвокатуры в ныне действующем Законе Украины "Об адвокатуре" к общественным организациям противоречит ст.1 Закона Украины "Об объединениях граждан", согласно которому такие объединения формируются не по профессиональными признаками, а, исходя из единства интересов и граждан, которые в них входят (объединяются), для реализации и защиты лично им принадлежащих прав и свобод. Адвокатура же действует для защиты и представительства конституционных прав и законных интересов всех членов общества и юридических лиц. От общественной организации она отличается своими функциями, полномочиями, организационными основами, правами, обязанностями и другими признаками. Именно эти специфические особенности деятельности адвокатуры и отличают ее от общественных организаций.
Поскольку Конституцией Украины функцию адвокатуры определено как предоставление "правовой помощи", а не предоставление "адвокатских услуг", то на адвокатскую деятельность безосновательно будет распространяться налогообложение по схеме налогообложения предпринимательской деятельности. Различие между этими терминами имеет важное значение при определении специфики адвокатской деятельности и ее налогообложении. Целью деятельности адвокатских бюро, объединений, фирм является организационное обеспечение адвокатской деятельности, а не получение прибыли. Они финансируются за счет адвокатских взносов, предназначенных для прямых затрат, непосредственно связанных с осуществлением адвокатской деятельности, и не должны облагаться налогами.
Основное внимание законопроект уделяет разделам, посвященным собственно ВПА, которые выписаны с такой детализацией, которая не оставляет сомнений, что создание этой Палаты и является основной и главной целью авторов законопроекта. Все другие новации - только красивая обертка. Так, раздел 6 (органы адвокатуры) содержит 16 статей, которые составляют 38% от всего количества статей Закона. Раз так, то и закон надо было прямо назвать - Закон "О всеукраинской палате адвокатов"...
Конкретные положения относительно обязательного членства в ВПА - остались в Законе не прописанными и непонятными. Если допустить принятие самой концепции обязательного членства, то необходимо чрезвычайно осторожно и взвешенно относиться к ее реализации, четко определив гарантии против установления власти в адвокатуре какой-то одной ныне существующей адвокатской корпорации. Ведь ныне в Украине существует несколько адвокатских союзов и ассоциаций, значительное количество адвокатских объединений. К сожалению, следует признать, что ни одна из этих структур не может претендовать на универсальность объединения в своих рядах всех адвокатов, представителей юридической профессии. Известно, что на сегодня наибольшее заявленное объединение адвокатов, Союз адвокатов Украины, фактически объединяет лишь около трети адвокатов в государстве.
В таких условиях крайне важно обеспечить, чтобы в процессе образования объединяющей ВПА ни одна из существующих структур не имела монополии, не получила преимуществ над другими членами ассоциации. Если соблюдение таких принципов не будет обеспечено, это приведет к делению членов новой "Всеукраинской" палаты на членов первого и второго сорта в зависимости от того, откуда они в нее пришли. С точки зрения авторитета и доверия к структурам подобной ассоциации, такие тенденции могут оказаться губительными - это приведет не к укреплению адвокатуры, а наоборот к оттоку юристов из нее. Юристы будут стараться осуществлять юридическую практику вне адвокатуры в форме юридического предпринимательства, а также "перетекая" в юридические службы крупных фирм, во избежание удушающего влияния, которое, вне всякого сомнения, будет иметь палата адвокатов "для своих".
Это же можно сказать и про чрезвычайно осложненную и вдобавок непрозрачную процедуру получения статуса адвоката, которую предложено проектом. Скажем, обязательная стажировка в том виде, который предложен проектом (ст.7), имеет потенциал превратиться на формальность "для своих" и в непреодолимый барьер для доступа в адвокатуру всех других. Не станет ли именно такой стеной для одних и формальностью для других экзамен для получения свидетельства на право занятия адвокатской деятельностью, процедуру которого в проекте практически не выписано. Получается, что проект не обеспечивает создания прозрачной процедуры доступа к адвокатской профессии.
Лишь демократический и открытый характер формирования адвокатской ассоциации и дальнейшей ее работы может обезопасить всех нас от такой угрозы. В том случае, если уже в ходе создания закона закладывается принцип главенства одних профессиональных ассоциаций над другими, можно ли ожидать равенства, демократизма и открытости в работе предлагаемой ВПА?
К позитиву нового Закона можно отнести прежде всего, расширенный перечень прав адвокатов, в частности социальных, регулирования им вопросов налогообложения адвокатской деятельности. Однако, на самом деле, эти положительные черты нивелируются тем, что все указанные положения проекта носят по сути декларативный характер. Ведь проектом не предлагается внести изменения в соответствующих отраслевых законодательства: процессуального - относительно прав адвокатов в криминальном и гражданском судопроизводстве, или налогового и социального - относительно налогообложения адвокатов и их социального обеспечения. А сама ВПА выписана отнюдь не декларативно...
В идеале Закон, будучи специальным законом об адвокатуре, должен содержать в себе ответы на любой, возникающий в процессе деятельности адвоката вопрос - начиная от соблюдения его процессуальных прав и ответственности должностных лиц за их несоблюдение, и заканчивая вопросами социального и пенсионного обеспечения, причем не декларативного, а конкретного (например -установить в законе, что при выходе на пенсию, адвокат имеет право на получение пенсии, приравненной к пенсии госслужащего определенного ранга).
Нельзя не отметить, что в целом законопроект все же направлен на повышение роли адвокатуры в обществе, расширение возможностей обеспечения конституционного права граждан на качественную и доступную правовую помощь, на улучшение функционирования судебной системы в условиях проведенной реформы, закрепления принципа состязательности и предоставления равных прав сторонам в разных стадиях процесса, повышение профессиональных гарантий адвокатской деятельности, социальной и правовой защиты адвокатов. Понятно, что это не может не радовать. Кроме этого, предложенный проект отвечает общепризнанным международным стандартам адвокатской профессии и будет оказывать содействие дальнейшему возрастанию авторитета Украины как государства, которое заботится о практическом воплощении звания правового. Впрочем, он будет способствовать также и защите гарантированных законодательством прав и интересов физических и юридических лиц от разного рода нарушений, что является приоритетным.
Теперь всем адвокатам остается только надеяться, что и депутаты июньского съезда адвокатов, и депутаты Верховной Рады, которые потом будут принимать новый закон, проникнутся нынешними реальными проблемами адвокатуры и не будут принимать закон в том виде, который сейчас подан на рассмотрение, т.к. даже при поверхностном ознакомлении с ним становится понятно, что писался он не адвокатами и не для адвокатов...