УДОСТОВЕРЕНИЕ НА НАЛОГОВУЮ ПРОВЕРКУ

О нем говорится в Распоряжении председателя ГНАУ "Об удостоверении на проверку" № 89-р от 20 мая 1997 г. В этом внутриведомственном документе ГНАУ, который и поныне подлежит неукоснительному соблюдению всеми сотрудниками Государственной налоговой службы, невольно сразу же обращаешь внимание на употребленный термин "оперативная проверка", не сочетающийся с терминами "плановая" и "внеплановая проверка", введенными Указом Президента Украины от 23.07.1998 г. № 817/98 "О некоторых мерах по дерегулированию предпринимательской деятельности", который нами уже неоднократно комментировался. Однако сопоставление дат данных документов проясняет видимое противоречие - налоговое Распоряжение было издано на год раньше президентского Указа.

Очевидно, что Распоряжение устарело и начало противоречить законодательству еще три с половиной года назад. Но специалисты ГНАУ от этого, похоже, особого дискомфорта не испытывают, в отличие от тех, кому предъявляют удостоверения на проверку, выполненные согласно требованиям устаревшего ведомственного норматива.

Безусловно, остается надеяться, что глава ГНАУ найдет возможность издать качественно новое Распоряжение "Об удостоверении на проверку". Пока же этого не произошло, следует иметь в виду, что пришедшие на проверку налоговики обязаны выполнять возложенные на них функции строго в рамках действующего законодательства и проводить плановые и внеплановые выездные проверки в порядке и на основаниях, регламентированных Указом Президента "О дерегулировании..."

Несмотря на устаревшую форму "удостоверения", сам факт того, что каждый налоговик, переступивший порог предприятия в целях проверки, обязан иметь персонально оформленное удостоверение на проверку (п.1 Распоряжения), трудно переоценить. Более того, особого внимания заслуживает п.3 данного документа, которым регламентировано: "Работники без надлежаще оформленного удостоверения на проверку не имеют права принимать участие в проверках субъектов предпринимательской деятельности". Из этого следует, что одно удостоверение, выписанное на целую компанию проверяющих (что, кстати, у налоговиков - обычное дело), является оформленным ненадлежащим образом и является поводом для вежливой отправки гостей восвояси. Таким же формальным поводом к недопуску к проверке, например, является отсутствие печати на удостоверении (что также встречается достаточно часто), место которой предусмотрено на бланке, а так же - просроченные по дате удостоверения.

Внимательно сравнив бланки удостоверения, образец которого приведен в Распоряжении ГНАУ № 89-р, и удостоверения, которое вам предъявили проверяющие, вы наверняка сможете заметить ряд существенных отличий. Например, налоговики иногда расширяют перечень законодательных актов, которыми должны руководствоваться в своей работе. Уж больно заманчиво добавить от себя, и видимо, для острастки особо впечатлительных предпринимателей, еще и Закон "Об оперативно-розыскной деятельности", а "вдогонку" и п.24 ст.11 Закона "О милиции", несмотря на то, что данный пункт упомянут в Законе "О Госналогслужбе". Ну, понятно, пугать - так по-взрослому, страшным словом "милиция". При этом напрочь "забывают" внести в перечень законодательных актов, перечисленных в удостоверении, Указ Президента "О дерегулировании...", который сегодня является одним из основных нормативно-правовых актов, "сдерживающих" контролерский произвол. А ведь предусмотренный им порядок никто не отменял...

Как видно из текста данного Указа, речь в нем, во-первых, идет не о Законе "Об ОРД", а об Уголовно-процессуальном законодательстве. А это отнюдь не одно и то же. Во-вторых, в случаях проверок, проводимых в соответствии с УПК Украины, налоговые милиционеры могут игнорировать определенные Указом ограничения, касающиеся только сроков и оснований проведения проверок (п.15 Указа), но никак не порядок их проведения.

Порядок проведения проверки включает в себя и такой немаловажный элемент самой процедуры, как роспись всех визитеров в Журнале регистрации проверяющих. И игнорировать данную норму, закрепленную п.7 Указа "О дерегулировании...", даже в случае проведения проверок в рамках ОРД либо УПК Украины, Президент никому не разрешал.

Понятно, что Указ "О дерегулировании..." давно стоит поперек горла, бродящим в околозаконном пространстве, налоговикам. И если отменить Указ они не в силах, то тихо написать мелким шрифтом о его неприменении в каком-нибудь "примечании" к предъявленному вам удостоверению, могут вполне.

Образцом наивности оперативников нашего времени является их демонстративно-торжественный приход на предприятие с прямолинейными ссылками на Закон "Об ОРД" и одновременными утверждениями, что все это действо, включая и номер дела, является некой тайной. Подобные "замашки" ориентированы исключительно на неосведомленных. Порой текст удостоверения составлен так, чтобы проверяемые ничего не поняли, а так же для того, чтобы сами проверяющие (в массе своей не изучающие законы в первоисточниках) не робели при проверках. По "сценарию", надо полагать, после предъявления удостоверения проверяемый, не читавший Указ Президента, должен впасть в состояние шока и без боя сдаться на милость победителей.

Если же попадется тот, кто кроме Указа еще и Закон "Об ОРД" читал, да вдруг еще попросит письменно указать номер постановления о заведении ОРД и дату его вынесения, проверяющим важно самим не впасть в состояние шока. Тут налоговое начальство, видимо, полагается на сообразительность своих подчиненных.

Как правило, устные аргументы налоговиков в таких случаях сводятся к единственному тезису: "Эти данные - секретная информация!" На встречный вопрос: "В каком законе это написано?" - ни один оперативник еще не даст вразумительный ответ, поскольку номер и дата заведения оперативно-розыскного дела Законом "Об ОРД" не отнесены к информации с ограниченным доступом.

Следует знать, что, согласно последней редакции ч.13 ст.9 Закона "Об ОРД", не подлежат передаче и разглашению РЕЗУЛЬТАТЫ (а не номер!) оперативно-розыскной деятельности, которые в соответствии с законодательством Украины составляют ГОСУДАРСТВЕННУЮ тайну. Слова "служебная тайна" фигурировали в тексте Закона до 18.01.2001 г., когда законодатель посчитал возможным данные слова из текста Закона исключить. Исходя из этого, можно предположить, что результаты проверок деятельности подавляющего числа предпринимателей явно не подпадают под гриф "Государственная тайна".

Действительно, при ведении ОРД после возбуждения уголовного дела его результаты являются тайной дознания либо досудебного следствия. Однако номер уголовного дела не является тайной для всех проходящих по делу лиц. Доказательством же законности проведения ОРД до возбуждения уголовного дела может быть только номер и дата вынесения постановления о его возбуждении. Иных способов обеспечения предусмотренных ст.9 Закона "Об ОРД" гарантий законности при проведении оперативно-розыскной деятельности нет. И в этом вопросе предпринимателям придется ломать стереотип сложившихся понятий оперативников о своей работе.

Что делать? Распоряжения г-на Азарова, включая и Распоряжение "Об удостоверении на проверку", касаются всех без исключения сотрудников Госналогслужбы вне деления на инспекторов и налоговых милиционеров. Поэтому не надо принимать на веру глупость, изложенную проверяющими как в устной, так и в письменной форме. Следует критически относиться к каждой произнесенной и написанной ими фразе, подвергать сомнению и анализу каждую запятую пришедшего извне документа.

Часто налоговые милиционеры приходят на предприятия вообще безо всяких удостоверений и пытаются убедить предпринимателей, что им, как сотрудникам милиции, никакие удостоверения на проверку не нужны. Исполнители подобного "фольклора", наверное, забывают, что являются сотрудниками Государственной налоговой службы, а не Министерства внутренних дел. А посему распоряжения г-на Азарова, включая и Распоряжение "Об удостоверении на проверку", касаются всех без исключения сотрудников Госналогслужбы вне деления на инспекторов и налоговых милиционеров.

Уже не для кого не секрет, что налоговики не знают законов и не хотят их изучать. Поскольку ответственность за невыполнение плана "мобилизации средств в бюджет" есть, а ответственности за беспредел нарушения законодательства - нет. Хотя в теории такая ответственность и существует. Но при попустительстве начальства, снисходительности прокуратур и инертности судов эта ответственность настолько эфемерна, что налоговики предпочитают ею пренебречь. Отсюда вывод: предприниматель должен быть сильнее, грамотнее налоговика и уметь постоять за себя...