РЕАЛИЗАЦИЯ ПРАВА НА ЮРИДИЧЕСКУЮ ПОМОЩЬ
О нарушениях процессуальных прав адвокатов и их подзащитных говорят достаточно часто и примеров тому не мало. Путь к восстановлению справедливости тернист, и далеко не все готовы пройти по нему до победного конца.
Не секрет, что должностные лица некоторых государственных органов неоднократно нарушают предписания закона. Примером тому может послужить такая весьма распространенная ситуация, когда защитникам, действующим в соответствии с законодательством, отдельно взятые государственные органы оказывают всяческое сопротивление в осуществлении ими профессиональных обязанностей. В частности, речь идет о задержании граждан иностранных государств в порядке, предусмотренном ст.263 Кодекса Украины об административных правонарушениях (КУоАП) или ст.106 Уголовно-процессуального кодекса Украины (УПК), а точнее - о нарушении конституционного права таковых на защиту, с одной стороны, и об ущемлении профессиональных прав адвокатов при предоставлении упомянутым категориям лиц правовой помощи - с другой.
Согласно ст.59 Конституции Украины, каждый, не исключая задержанных лиц, имеет право на юридическую помощь. Такое право также предусмотрено ст.ст. 43 и 43-1 УПК Украины, ст.268 КУоАП, ст.6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод. В отношении иностранных граждан следует руководствоваться Протоколом против незаконного ввоза мигрантов по суше, морю и воздуху от 15.11.2000 г., согласно которому Украина взяла на себя обязательства по предотвращению незаконного ввоза мигрантов и борьбе с ними, обеспечению мигрантам гуманитарного обращения и полной защиты их прав. Более того, в соответствии со ст.2 Закона Украины "О правовом статусе иностранцев", последние обладают теми же правами, что и граждане Украины, а в соответствии со ст.59 Конституции Украины каждый имеет право на правовую помощь и свободен в выборе защитника своих прав. В свою очередь, на пограничные войска возлагается обязанность по соблюдению требований ст.15 Закона Украины "О пограничных войсках Украины", в частности, в отношении права на юридическую защиту задержанных и взятых под стражу в связи с подозрением в совершении действий, связанных с нарушением государственной границы Украины.
К решению какой-либо проблемы следует подходить комплексно и использовать все доступные средства. Благо, законодательство позволяет достичь ожидаемого результата в условиях параллельного задействования нескольких рычагов влияния.
При нарушении того или иного права конкретным государственным органом первым методом воздействия является обращение заинтересованного лица в вышестоящий компетентный орган. Хотя практики считают этот метод пустой тратой времени, попробовать все-таки стоит. Начало оборонительным действиям может положить и инициирование прокурорской проверки деятельности подведомственной единицы. В случае успеха мероприятия по результатам проверки будет составлено предписание об устранении обнаруженных правонарушений. Заявителя уведомят письмами компетентного государственного органа о рассмотрении его жалобы, но примет ли контролирующий орган активные действия и возымеют ли они ожидаемый результат?
Наиболее востребованным способом защиты прав человека на Украине остается правосудие. В соответствии со ст.124 Конституции Украины, юрисдикция судов распространяется на все правоотношения, возникающие в государстве.
Именно поэтому потерпевшим фиаско в использовании досудебных средств защиты собственных прав предоставляется возможность отвоевать утраченные позиции в зале судебных заседаний. Обладая достаточными средствами доказывания, заинтересованное лицо может защитить свои права. Однако суд, заслушивая доводы и возражения сторон, принимает решения на основании внутреннего убеждения, поэтому исход дела заранее предугадать сложно.
В случае положительного решения следует помнить, что выиграть спор - это даже не полдела. После вынесения решения предстоит бороться за его исполнение. Как показывает практика, в похожих ситуациях добиться реального исполнения судебного решения совсем не одинаково просто: акты судебных исполнителей попросту игнорируются провинившейся стороной, не помогают и штрафы.
Очередной мерой воздействия на правонарушителя может стать подача заявления прокурору в отношении восстановления нарушенных прав посредством возбуждения уголовного дела по признакам преступления, предусмотренного ст.382 Уголовного кодекса Украины (УК) - "Умышленное не исполнение должностным лицом решения суда, вступившего в законную силу". Нередко в описываемой ситуации упомянутому правонарушению сопутствует ряд иных противоправных проступков. Так, зачастую нарушается ст.29 Конституции Украины в части необоснованного содержания под стражей без мотивированного решения суда.
Впрочем, в обращении к прокурору можно указать на целый ряд традиционных в этой сфере нарушений, а именно предусмотренных ст.365 УК - превышение власти или служебных полномочий, ст.397 УК - препятствование в осуществлении правомерной деятельности защитника либо представителя лица по оказанию правовой помощи, например, ограничение в свиданиях с подзащитными.
Помимо местного прокурора стоит задействовать и высшее руководство. В этой связи фактором, способным сдвинуть дело с мертвой точки, может стать письмо Генеральному прокурору, ведь указания свыше исполняются гораздо "охотней". В этом письме стоит просить об устранении указанных нарушений, усилении прокурорского надзора в отдельно взятой административной единице, а также потребовать введения практики обязательного привлечения защитников при задержании иностранцев, что предусматривают Конституция и законы Украины, акты международного законодательства и т.д.
Не помешает и задействовать "четвертую власть" - средства массовой информации и иные PR-технологии для преломления общественного мнения в свою пользу.
Поистине парадоксальными выглядят сложности в реализации конституционных прав человека, тем не менее, такое случается сплошь и рядом. Предложенный механизм реализации ваших прав подтверждает известную пословицу: "Вода камень точит".