ЗАКРЫТИЕ ПРЕДПРИЯТИЯ

Порядок закрытия (ликвидации) предприятия установлен VII разделом Закона Украины "О предприятиях в Украине", ст. 32-38 Положения о государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности, утвержденного постановлением КМУ № 740 от 25.05.98 г., а также частично иными нормативными актами и учредительными документами.

Для начала компетентному органу (собственнику для ЧП, собранию участников (учредителей) для ООО, общему собранию акционеров для АО и т.д.) необходимо в порядке, установленном законом и вашим Уставом, принять решение о проведении такой ликвидации. Как правило, этим же решением определяются количественный и персональный состав ликвидационной комиссии, порядок и сроки проведения ликвидации. Следует так же оговорить срок, в течение которого будут приниматься претензии кредиторов (не менее двух месяцев с момента публичного объявления о ликвидации).

Следующим этапом закрытия предприятия является публикация объявления в "официальной прессе по местонахождению предприятия". Одновременно с публикацией объявления следует вести работу по передаче управления предприятием ликвидационной комиссии. Как правило, данное мероприятие сопровождается передачей ликвидационной комиссии финансовой, бухгалтерской и иной документации предприятия, штампов и печатей, товарно-материальных ценностей и т.д., что оформляется соответствующими актами приема-передачи.

Ликвидационная комиссия предприятия переоформляет на свое имя основной счет предприятия и принимает меры по закрытию дополнительных счетов. Для переоформления основного счета в учреждение банка следует подать решение о ликвидации предприятия, а также нотариально заверенную карточку с образцами подписей уполномоченных членов ликвидационной комиссии и оттиском печати предприятия (п.8.2 Инструкции о порядке открытия и использования счетов в национальной и иностранной валюте, утвержденной постановлением Правления НБУ № 527 от 18.12.98 г.).

Основными задачами ликвидационной комиссии являются: оценка имеющегося в наличии имущества ликвидируемого предприятия, принятие мер по взысканию дебиторской задолженности, проведение расчетов с кредиторами, составление ликвидационного баланса (передается на утверждение органу, принявшему решение о ликвидации предприятия) и т.д.

Самым ответственным и сложным этапом ликвидации предприятия является снятие предприятия с учета в органах государственной налоговой службы и получение соответствующей справки. Данная справка будет выдана предприятию только после предоставления значительного количества документов и справок, проведения ряда проверок, а также подписания обходного листа (это - около 20 подписей, получение каждой из которых можно расценивать как небольшую победу и маленький подвиг). Увы, но практика показывает, что получение данной справки может потребовать 90% от общего количества усилий по ликвидации предприятия. Конечно можно перепоручить ведение этой процедуры адвокату или другому доверенному лицу, наделив его соответствующими полномочиями, но, на мой взгляд, даже за деньги, найдется мало охотников обивать за вас пороги различных инстанций по столь безнадежно грустному поводу.

В процессе снятия предприятия с учета в органах ГНА и с учетом особенностей отдельных этапов данного процесса целесообразно производить действия по снятию с учета в органах Пенсионного фонда, Фонда социального страхования, Фонда занятости населения, а также закрытие банковских счетов, уничтожение печатей и штампов предприятия в установленном законом порядке и за отдельную плату.

Предпоследним этапом процедуры ликвидации предприятия является передача документов, которые подлежат долгосрочному хранению (приказы о принятии и увольнении работников, ведомости по заработной плате и т.д.) - на хранение в архив и получение соответствующей справки.

И, наконец, вы должны подать в орган государственной регистрации заявление (решение) о ликвидации вашего предприятия вместе с собранными документами. Если требующиеся документы собраны в полном объеме и оформлены правильно, то спустя некоторое время вы получите справку об исключении предприятия из Реестра субъектов предпринимательской деятельности. Ликвидация завершена.

В заключение практический совет: если вы не акула бизнеса и не являетесь совладельцем промышленного гиганта, а пытались поработать в сфере малого и среднего предпринимательства; если ваше предприятие не владеет основными средствами на сумму со многими нулями; если вы не имеете глобальных долгов перед государством, банком, партнерами, работниками; если вы не чувствуете в себе сил, энергии и энтузиазма, необходимых для прохождения вышеизложенной процедуры, короче - если ваш бизнес "тихо и мирно скончался в собственной постели", тогда можете просто плюнуть на мороку ликвидации вашего предприятия и перевести его в разряд "мертвые души". Это означает, что предприятие приостанавливает свою деятельность, регулярно сдает нулевые балансы и отчеты, ждет обещанных всем нам "лучших времен". Хотя затем будет все-таки проще открыть новое предприятие, с "чистым прошлым".

Еще более радикальный путь - не сдавать балансы, тогда орган регистрации "с подачи" налоговой обратится в арбитражный суд с иском о ликвидации предприятия за неподачу отчетности, а директора за это только не очень больно оштрафуют на 85 грн. Другой вариант - налоговая (или кредитор) подаст иск о признании предприятия банкротом, и, если в ваших действия нет криминала, то вы отделаетесь минутой позора в зале судебного заседания.

В обоих случаях головная боль по ликвидации вашего предприятия будет возложена на ликвидационную комиссию, которую назначит арбитражный суд (куда, возможно, включат и вас), но хлопоты будут уже не вашими - а того, кто инициирует этот иск.